Дата публикации: 01.09.2025

Об уполномоченных организациях на свидетельствование форс-мажора при прохождении спортивной подготовки

Аннотация

В настоящей статье авторы, основываясь на результатах ранее начатого исследования о специфических особенностях обстоятельств непреодолимой силы в спортивной деятельности, приходят к выводу о равнозначности критериев форс-мажоров общего и специфического характера. Кроме того, ученые приходят к выводу о необходимости выделения в системе действующего законодательства организаций, уполномоченных на свидетельствование возникающих специфических форс-мажоров в спортивной деятельности. Компетенция таких организаций, объединенных отраслевой или профессиональной принадлежностью, зависит от уровня мероприятия (муниципальное, региональное, межрегиональное, всероссийское, международное), наличия общественной организации, ответственной за развитие вида спорта, а также уровня взаимодействия организаций с государственными корпорациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления либо объединениями работодателей или профессиональными союзами.




Настоящая статья задумывалась авторами как продолжение ранее проведенного исследования учеными по одному из актуальнейших вопросов в спортивной подготовке — свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы или форс-мажоров (далее — ФМ) в спортивной подготовке (далее — СП), относимого Блиновой Ю.В., Самсоновым И.И. к специфическим ФМ в СП.

Анализ законодательно установленных критериев ФМ (п. 3 ст. 401 ГК РФ) и критериев, уточненных судебной практикой, свидетельствует о равнозначности критериев ФМ общего и специфического характера.

Не требует дополнительных доказательств факт о том, что предвидеть или спрогнозировать наступление ФМ, как в повседневной жизни, так и в спорте, не представляется возможным. Например, эпидемия коронавируса явилась «спусковым механизмом» введения категории ФМ в спортивное законодательство.

На сегодняшний день свидетельствовать возникновение ФМ на территории Российской Федерации или внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (подп. «н» п. 3 ст. 15 Закона № 5340-I) уполномочена Торгово-промышленная палата РФ. Но для возникающих ФМ в СП, относимых к специфическим ФМ, не предусмотрено ни органа, ни порядка свидетельствования возникновения ФМ как на территории Российской Федерации, так и вне пределов страны.

Проблема исследования заключается в отсутствии законодательно закрепленного механизма признания специфических ФМ в СП, что создает правовую неопределенность для участников спортивных отношений.

Список литературы

1. Аршевская О.В. Оценка климатических условий города Кургана по классам погод / О.В. Аршевская, С.В. Аршевский // Вестник Курганского государственного университета. 2011. № 2 (21). C. 127–129.
2. Блинова Ю.В. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) в спортивной подготовке: постановка проблемы и возможные пути ее решения / Ю.В. Блинова, И.И. Самсонов // Спорт: экономика, право, управление. 2024. № 4. С. 24–27. DOI: 10.18572/2070-2175-2024-4-
3. Инициативы Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере спорта нашли отражение в решениях Правительства РФ (22.12.2023). URL: <a href="https://news.tpprf.ru/ru/news/5278458/" target="_blank">https://news.tpprf.ru/ru/news/5278458/</a> (дата обращения: 06.06.2025).
4. Самсонов И.И. Нормативно-правовое регулирование требований по учету метеоусловий как один из внетренировочных факторов, влияющих на эффективность организации тренировочного процесса / И.И. Самсонов, А.А. Сапунков, Г.В. Поваляева, А.В. Хижук // Спорт: экон
5. Яковлев Н. Что суд не признает форс-мажором / Н. Яковлев // Юридический справочник руководителя. 2020. № 2 (212). С. 72–81.

Остальные статьи