Дата публикации: 17.07.2025

Цифровые платформы и обеспечение соблюдения миграционного законодательства: перспективы развития российской системы государственного контроля в сфере миграции

Аннотация

Минэкономразвития РФ в конце 2024 г. предложило обязать цифровые платформы «обеспечивать соблюдение требований законодательства о правовом положении иностранных граждан» при привлечении мигрантов к выполнению работ или оказанию услуг. Инициативу регулятора можно рассматривать как идею передать часть контрольных функций в области миграции крупному бизнесу — цифровым платформам, пользующимся большой популярностью среди иностранных граждан как наиболее доступным источникам поиска заработка. Передача контроля платформам имеет достоинства, к которым можно отнести, прежде всего, перенос контрольной деятельности в точку непосредственного контакта с мигрантом и, как следствие, возможность не допустить получения дохода лицом, находящимся на территории страны нелегально, в режиме онлайн. Основным препятствием на пути реализации такой модели видится несовпадение интересов частного бизнеса и государства в области миграционного законодательства. В любом случае передача части контрольных функций частному сектору соответствует другим инициативам в области миграционной политики, например созданию биометрического профиля мигранта, и не исключено, что система контроля миграционного законодательства будет развиваться в парадигме расширения взаимодействия крупных цифровых платформ и органов внутренних дел.




В ноябре 2024 г. Минэкономразвития России опубликовало проект Федерального закона «О платформенной экономике в Российской Федерации» (далее – Проект ФЗ). Одним из заметных положений этого документа стало возложение на цифровые платформы обязанности «обеспечивать соблюдение (выделено мной – А.Б.) требований законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации к заключению с иностранными гражданами договоров подряда, возмездного оказания услуг на территории Российской Федерации» (п. 12 ч. 1 ст. 16 Проекта ФЗ). Как будет отмечено далее, приведенное положение Проекта ФЗ может стать основой для реформирования системы контроля пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России.

В научной литературе достаточно подробно рассмотрены вопросы совершенствования миграционного законодательства для обеспечения прав человека, согласованности правовых норм, их систематизации и кодификации, влияния санкционного давления со стороны зарубежных государств, некоторые новеллы законодательства. Однако работ, посвященных именно проблеме контроля соблюдения миграционного законодательства, не так много. К примеру, И.В. Пилюгина рассматривала средства совершенствования миграционного контроля. В ее исследовании уделено внимание новым цифровым технологиям (например, системам распознавания лиц) и тенденциям развития контроля в сфере миграции (в частности, отмечается перенос контроля на наднациональный уровень в рамках Европейского Союза и Союзного государства России и Беларуси). В другой статье рассматривались цифровые технологии в регулировании трудовой миграции населения. Однако в фокусе была идея создания цифровой платформы трудовых ресурсов, а проблемы участия бизнеса в обеспечении миграционного законодательства не рассматривались. Настоящее исследование нацелено на восполнение пробела в научной дискуссии о возможных направлениях развития системы контроля соблюдения миграционного законодательства и перспектив участия в нем крупных компаний цифрового сектора.

Обеспечение соблюдения законодательства о миграции платформами: предпосылки законодательного предложения

В крупных городах большинство работников платформенного сектора являются мигрантами и, как следствие, бизнес-модель крупных цифровых платформ во многом основана на труде мигрантов]. Для последних платформенная занятость остается предпочтительной в силу нескольких причин. В их круг входит не только отсутствие необходимости специальных знаний или короткий период обучения и адаптации, но и сравнительно менее строгие проверки личности работника, что, как показывают исследования, позволяет лицам, не имеющим разрешение на работу, получать доход на территории страны пребывания. Таким образом, платформенная занятость нередко становится «точкой входа» для мигрантов и одним из самых удобных инструментов адаптации на новом месте.

Список литературы

1. Сейфетдинова Е.И. Вопросы миграционной стратегии Российской Федерации на ближнесрочную перспективу (2023–2025 гг.) / Е.И. Сейфетдинова, А.А. Гулый // Международное публичное и частное право. 2023. № 2. С. 11–13.
2. Van Doorn, N. Migration and Migrant Labour in the Gig Economy: An Intervention / N. van Doorn, F. Ferrari, M. Graham // Work, Employment & Society. 2023. Vol. 27. Iss. 4. P. 1099–1111.
3. Van Doorn, N. Gig Work as Migrant Work: The Platformization of Migration Infrastructure / N. van Doorn, D. Vijay // Environment and Planning A: Economy and Space. 2022. Vol. 56. Iss. 4. P. 1129–1149. <a href="https://doi.org/10.1177/0308518X211065049." target="_blank">https://doi.org/10.1177/0308518X211065049.</a>
4. Lam, L. An Unlikely Stepping Stone? Exploring how Platform Work Shapes Newcomer Migrant Integration / L. Lam, A. Triandafyllidou // Transitions: Journal of Transient Migration. 2021. Vol. 5. Iss. 1. P. 11–29.
5. Altenried, M. Mobile workers, contingent labour: Migration, the gig economy and the multiplication of labour / M. Altenried // Environment and Planning A: Economy and Space. 2024. Vol. 56. Iss. 4. P. 1113–1128.
6. Хабибулин А.Г. Идеологические основания миграционной политики как источник правообразующей деятельности государства / А.Г. Хабибулин, К.Р. Мурсалимов // Миграционное право. 2023. № 4. С. 5–8.
7. Таева Н.Е. Законодательство о гражданстве Российской Федерации – современный этап развития / Н.Е. Таева // Закон. 2024. № 3. С. 48–58.
8. Срничек Н. Капитализм платформ : монография / Н. Срничек ; перевод с английского под научной редакцией М. Добряковой. 2-е изд. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 125 с.
9. Советов Д.И. Направления преодоления проблем миграционной политики в Российской Федерации / Д.И. Советов // Миграционное право. 2022. № 3. С. 3–6.
10. Бабоян Л.М. Миграция и экономическая безопасность России / Л.М. Бабоян // Миграционное право. 2024. № 1. С. 28–31.
11. Сальников В.П. Проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации / В.П. Сальников, К.И. Воронков // Миграционное право. 2023. № 3. С. 6–7.
12. Плюгина И.В. Правовые средства совершенствования федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции / И.В. Плюгина // Журнал российского права. 2023. № 11. С. 89–102.
13. Максименко Е.И. Цифровые технологии в регулировании трудовых миграционных процессов в России / Е.И. Максименко, И.С. Черепова // Безопасность бизнеса. 2023. № 3. С. 26–29.
14. Круглова Ю.Б Правовые основы миграционной политики в Российской Федерации / Ю.Б. Круглова, О.В. Мисякова // Миграционное право. 2023. № 1. С. 12–15.
15. Киселева Н.Г. Зарубежный опыт осуществления государственного контроля (надзора) в сфере миграции / Н.Г. Киселева // Научный портал МВД России. 2019. № 3 (47). С. 113–119.
16. Катаева О.В. Влияние глобализации на формирование механизмов публично-правового регулирования миграции в Российской Федерации / О.В. Катаева // Административное право и процесс. 2024. № 12. С. 33–39.
17. Емелин С.М. Мигранты в России: современное положение и перспективные пути развития / С.М. Емелин // Миграционное право. 2023. № 1. С. 8–11.

Остальные статьи