Дата публикации: 17.07.2025

Правовая миграционная политика в школьном образовании: поиск баланса публичных и частных интересов

Аннотация

В статье подвергается анализу современная правовая миграционная политика Российской Федерации по введению института тестирования на знание русского языка для детей-мигрантов, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Исследуются основные требования в оценке знаний русского языка иностранных граждан и лиц без гражданства, высказывается ряд опасений в правореализации соответствующих процедур. Предлагаются меры по адаптации интеграции детей-мигрантов в школьную образовательную среду с учетом баланса публичных и частных интересов.




Одной из актуальных проблем современной правовой миграционной политики Российской Федерации выступает процесс адаптации детей-мигрантов в школьной образовательной среде. По разным оценкам, сегодня более 180000 иностранных детей обучаются в российских школах, при этом от 20 до 40% детей-мигрантов плохо знают русский язык либо не владеют им вовсе. Более того, как верно подчеркивается Д.К. Чирковым и А.А. Литвиновым, такие дети «обособлены от сверстников, зачастую становятся агрессивными, образуют группы по этническому признаку», что становится «подпиткой» для криминальной среды. Рассмотрим проблему реализации правовой политики в сфере школьного образования в рамках введенных новелл по тестированию знаний русского языка для детей-мигрантов.

Статья 43 Конституции РФ закрепляет конституционные права в сфере образования, согласно ч. 1 и 2 данной статьи каждый имеет право на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, ч. 4 той же статьи устанавливает, что основное общее образование обязательно, соответственно родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Данной норме корреспондируют положения п. 3 ст. 36 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и п. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ), п. 1 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании. Причем данные положения распространяются на всех родителей и детей, в том числе на мигрантов, независимо от их гражданства и оснований нахождения на территории России. За невыполнение обязанностей по обеспечению получения общего образования родители (иные законные представители) несовершеннолетнего несут административную ответственность по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ).

С 1 апреля 2025 г. вступили изменения в ст. 78 Закона об образовании, согласно которым в России вводится новое требование для детей иностранцев, поступающих в школы: они должны будут сдавать тест на знание русского языка. Лица, не прошедшие тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, не допускаются до освоения указанных образовательных программ. Кроме того, родители обязаны предъявить документ, подтверждающий законность нахождения их семьи на территории страны. Новые правила распространяются на все уровни общего образования (начальный, основной и средний). Данная правовая новелла реализуется в рамках правообразующих тенденций современной государственной миграционной политики, которая определяется «сочетанием мер ужесточения юридической ответственности, государственного контроля и мер адаптации мигрантов к российской культуре».

Требования к уровню владения русским языком носят дифференцированный характер и усиливаются в зависимости от класса, в который потенциально будет поступать ребенок, что обусловлено необходимостью соответствия уровня владения языком программе его изучения сверстниками из России, которые также будут учиться в соответствующем классе.

Список литературы

1. Хабибулин А.Г. Современные тенденции государственной политики в сфере миграции: правообразующий аспект / А.Г. Хабибулин, К.Р. Мурсалимов // Миграционное право. 2025. № 2. С. 2–5.
2. Хужина О.Н. Миграционные процессы в России сквозь призму традиционных духовно-нравственных ценностей: теоретико-правовой аспект / О.Н. Хужина // Миграционное право. 2024. № 4. С. 14–17.
3. Чирков Д.К. Миграция, политика и преступность в России: современные тенденции / Д.К. Чирков, А.А. Литвинов // Миграционное право. 2025. № 1. С. 18–22.

Остальные статьи