Мусульманское богословие, мусульманское образование и право: российский опыт в контексте миграционной политики
Аннотация
В настоящее время мир бросает вызовы духовной безопасности Российской Федерации, среди них глобальный терроризм, а также попытки внедрить идеологию, исторически и традиционно чуждую стране, в религиозные общины России, в том числе в исламскую умму. Сложившаяся отечественная исламская правовая традиция, сформированная системой мусульманского образования и богословия, активно препятствует инфильтрации из-за рубежа, прежде всего, в мигрантской среде, различных версий так называемого нетрадиционного ислама, в значительной мере зараженного экстремистскими идеями, чуждыми российскому мусульманскому правосознанию. Исламская философия права в вопросах духовной безопасности России действует на трех уровнях — государства, социума и личности. Ее духовно-нравственные, гражданско-правовые и социальные акценты направлены на синергию исламского духовного вероучения, п равовой доктрины (усуль аль-фикх) и светской науки, на развитие диалога религии и государства, на взаимовлияние православной и мусульманской философии права. В целях противодействия экстремизму необходима развернутая система знакомства мигрантов из мусульманских государств с традициями и идеями российского исламского богословия. Необходимо достичь понимания мигрантами степени авторитета и духовной значимости исторического исламского богословия России во всем мире.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Миграционное право № 03/2025 |
Страницы | 6-13 |
DOI | 10.18572/2071-1182-2025-3-6-13 |
Сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что значительная часть мигрантов, прибывающих в Россию из стран исламской культуры, оказывается заражена экстремистской идеологией, установками радикального исламизма, на деле давно порвавшего с традиционным исламом и его богатым духовным наследием. Многие из них не имеют достаточного представления о теоретическом и духовном уровне исламского богословия, исторически развивавшегося в России и всегда признававшегося одним из наиболее влиятельных в мире. Поэтому необходима систематическая работа с мигрантами, направленная на то, чтобы донести до них мысль, что истинный ислам – это наследие многих народов, которое бережно сохраняется в духовных и образовательных центрах России, поддерживаемых Российским государством. От истинного же ислама бесконечно далеки разного толка подпольные «проповедники», связанные с международными террористическими сообществами и транснациональной организованной преступностью, разделяющими их псевдо-ценности и толкающие людей на путь правового нигилизма, экстремизма и терроризма, что несет серьезную угрозу безопасности России.
В контексте развития мусульманского права на Северном Кавказе наиболее известны богословско-правовые работы Мирзы аль-Хасан-эфенди ибн ‘Абд-Аллаха аль-Алкадари (1834–1910 гг.), крупнейшего ученого-историка, просветителя дореволюционного Дагестана, автора трудов по мусульманскому праву. Его работа «Джираб аль-Мамнун» была впервые опубликована в 1912 г. в типографии Мухаммада Мирзы Мавраева в городе Темир-Хан-Шура. В этом сочинении автор исследует юридические вопросы и стремится приспособить традиционную мусульманскую правовую систему к социальной реальности жизни под немусульманским правлением. Хотя аль-Алкадари, в основном, опирается на мнения шафиитских правоведов, он также обращается к ханафитской правовой практике, так как осознает, что большинство его собеседников живут в ханафитской среде.
В свое время выдающийся богослов и ученый-просветитель Р. Фахретдин (1859–1936 гг.) занимал почетное положение казия (кади) Оренбургского магометанского духовного собрания (1891–1906 гг.) и муфтия Центрального духовного управления мусульман России (1923–1936 гг.). Он был виднейшим улемом и являлся идеологом мусульманской модернизации в России. Одним из его важнейших богословских сочинений является книга «Дини вэ иджтимагый мэсъэлелэр» («Религиозные и общественные вопросы», 1914 г.), в которой он обосновывает необходимость и легитимность реформ Нового времени. В этой работе Фахретдин анализирует позицию правоверных мусульман по отношению к реформам, исследует их соответствие Корану и Сунне, а также рассматривает вопросы реформирования политико-правовой системы, введения конституции, создания правового государства и парламента.
Для решения этой задачи в первую очередь важно уделять приоритетное внимание подготовке отечественных богословских кадров, которые будут обладать глубоким пониманием не только теологических концепций своих регионов, но и конкретными культурными и историческими контекстами, влияющими на религиозный ландшафт. Система образования отечественных богословских кадров служит прочной основой для защиты традиционного фундамента, интерпретацией теологических и юридических школ, основанных имамом Абу Ханифой в Урало-Поволжском регионе и имамом Мухаммадом аш-Шафии на Кавказе.
Растущее внимание и значимость, придаваемые исламскому праву как нормативным регуляторам и влиятельным идеологическим и политическим силам, побуждают мусульманских богословов России углубиться во всестороннее изучение фундаментальных принципов понимания природы государства в исламе, которые отличают его от других существующих моделей государственно-правового устройства. Исламская модель государства содержит в себе результаты анализа конкретных аспектов управления, права и взаимоотношений между религией и государством, она проливает свет на сложную динамику влияния исламских духовно-нравственных ценностей на общество и, в конечном счете, способствует более полному пониманию роли традиционного ислама в современном обществе, возможностей его потенциального влияния на ход развития человечества.