Электронное правительство и цифровая трансформация органов муниципального управления в европейских странах
Аннотация
В статье анализируется цифровая трансформация органов муниципального управления в европейских странах, позволившая внедрить институт электронного правительства. Данный институт обеспечил более оперативное предоставление услуг населению, а также повышение их качества и эффективности. Многие публичные услуги стали доступными вне рамок официальных часов работы бюрократических институтов, т.е. фактически круглосуточно. Введение института электронного правительства также способствовало рационализации и удешевлению деятельности самих муниципальных органов. В статье подчеркивается, что в целях успешного развития рассматриваемого института следует поддерживать интерес граждан к цифровому формату, для чего органам муниципального управления необходимо осуществлять пользователецентричную стратегию, учитывающую реальные возможности и интересы граждан.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 03/2025 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2025-3-26-29 |
Цифровая трансформация органов муниципального управления стала частью более широких преобразований всего публичного сектора, начавшихся в середине 1980-х годов. Подобная трансформация, т.е., внедрение в деятельность органов муниципального управления информационных и коммуникационных технологий, сыграла «ключевую роль в модернизации публичного сектора на местном уровне» и позволила ввести институт так называемого «электронного правительства» (e-government). Данный институт считается «важным инструментом публичной администрации» и определяется как «использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности и улучшения коммуникаций внутри управленческой системы, укрепления связи между публичным и частным секторами, а также обеспечения доступности оказываемых населению публичных услуг».
Инициатива муниципалитетов европейских стран по внедрению института электронного правительства соответствовала нарративам так называемого «нового публичного менеджмента», в рамках которого в целях экономии финансовых средств и повышения эффективности всей публичной сферы в деятельность органов публичной власти стали внедряться разнообразные рыночные механизмы и заимствоваться методы, используемые при управлении частными корпорациями. Электронное правительство рассматривалось как «средство достижения целей нового публичного менеджмента по улучшению клиентоориентированности в деятельности органов публичной власти и повышению эффективности и действенности предоставляемых публичных услуг».
Услуги в итоге действительно стали оказываться более оперативно, а их качество и эффективность возросли, не в последнюю очередь благодаря полученной возможности обрабатывать и получать больший объем информации за меньшее время. Скорость предоставления услуг обычно увеличивалась в случае, если муниципальный служащий, рассматривавший конкретный вопрос, имел доступ в режиме реального времени к базам данных, расположенным в других подразделениях или организациях.
Постепенно менялась и общая управленческая философия, призванная сделать взаимоотношения органов публичной власти с населением «более дружелюбными, удобными, двусторонними, транспарентными и недорогими». В значительной степени изменилась и сама сфера оказания услуг. Многие европейские муниципалитеты перешли от предоставления так называемых «статических услуг» (например, загрузка и распечатка различных административных форм) к «интерактивным услугам, позволяющим подавать заявки и осуществлять платежи в режиме онлайн».
Происходившие изменения позволили внедрять концепцию так называемого «умного города» как некого единого информационного пространства, служащего основой для развития городской экономики, оказания услуг, защиты экологии, а также повышения качества и безопасности жизни горожан. Наличие «умного города» предполагает формирование в его рамках некой «интегрированной системы, основанной на цифровых информационных технологиях и направленной на улучшение благосостояния общества посредством эффективного и результативного использования ресурсов в городском контексте». Данная система «нацелена на удовлетворение требований ключевых заинтересованных сторон посредством обеспечения прозрачности, участия и сотрудничества». В рамках «умного города», таким образом, должны быть гарантированы не только бесперебойно функционирующая цифровая инфраструктура, но и непосредственное участие граждан в решении наиболее важных вопросов их жизни.