Дата публикации: 07.08.2025

Электронное правительство и цифровая трансформация органов муниципального управления в европейских странах

Аннотация

В статье анализируется цифровая трансформация органов муниципального управления в европейских странах, позволившая внедрить институт электронного правительства. Данный институт обеспечил более оперативное предоставление услуг населению, а также повышение их качества и эффективности. Многие публичные услуги стали доступными вне рамок официальных часов работы бюрократических институтов, т.е. фактически круглосуточно. Введение института электронного правительства также способствовало рационализации и удешевлению деятельности самих муниципальных органов. В статье подчеркивается, что в целях успешного развития рассматриваемого института следует поддерживать интерес граждан к цифровому формату, для чего органам муниципального управления необходимо осуществлять пользователецентричную стратегию, учитывающую реальные возможности и интересы граждан.




Цифровая трансформация органов муниципального управления стала частью более широких преобразований всего публичного сектора, начавшихся в середине 1980-х годов. Подобная трансформация, т.е., внедрение в деятельность органов муниципального управления информационных и коммуникационных технологий, сыграла «ключевую роль в модернизации публичного сектора на местном уровне» и позволила ввести институт так называемого «электронного правительства» (e-government). Данный институт считается «важным инструментом публичной администрации» и определяется как «использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности и улучшения коммуникаций внутри управленческой системы, укрепления связи между публичным и частным секторами, а также обеспечения доступности оказываемых населению публичных услуг».

Инициатива муниципалитетов европейских стран по внедрению института электронного правительства соответствовала нарративам так называемого «нового публичного менеджмента», в рамках которого в целях экономии финансовых средств и повышения эффективности всей публичной сферы в деятельность органов публичной власти стали внедряться разнообразные рыночные механизмы и заимствоваться методы, используемые при управлении частными корпорациями. Электронное правительство рассматривалось как «средство достижения целей нового публичного менеджмента по улучшению клиентоориентированности в деятельности органов публичной власти и повышению эффективности и действенности предоставляемых публичных услуг».

Услуги в итоге действительно стали оказываться более оперативно, а их качество и эффективность возросли, не в последнюю очередь благодаря полученной возможности обрабатывать и получать больший объем информации за меньшее время. Скорость предоставления услуг обычно увеличивалась в случае, если муниципальный служащий, рассматривавший конкретный вопрос, имел доступ в режиме реального времени к базам данных, расположенным в других подразделениях или организациях.

Постепенно менялась и общая управленческая философия, призванная сделать взаимоотношения органов публичной власти с населением «более дружелюбными, удобными, двусторонними, транспарентными и недорогими». В значительной степени изменилась и сама сфера оказания услуг. Многие европейские муниципалитеты перешли от предоставления так называемых «статических услуг» (например, загрузка и распечатка различных административных форм) к «интерактивным услугам, позволяющим подавать заявки и осуществлять платежи в режиме онлайн».

Происходившие изменения позволили внедрять концепцию так называемого «умного города» как некого единого информационного пространства, служащего основой для развития городской экономики, оказания услуг, защиты экологии, а также повышения качества и безопасности жизни горожан. Наличие «умного города» предполагает формирование в его рамках некой «интегрированной системы, основанной на цифровых информационных технологиях и направленной на улучшение благосостояния общества посредством эффективного и результативного использования ресурсов в городском контексте». Данная система «нацелена на удовлетворение требований ключевых заинтересованных сторон посредством обеспечения прозрачности, участия и сотрудничества». В рамках «умного города», таким образом, должны быть гарантированы не только бесперебойно функционирующая цифровая инфраструктура, но и непосредственное участие граждан в решении наиболее важных вопросов их жизни.

Список литературы

1. Beyond Bureaucracy: Towards Sustainable Governance Informatisation / ed. by A.A. Paulin, L.G. Anthopoulos, Ch. G. Reddick. Cham : Springer, 2017. 375 p.
2. Comparative E-Government / ed. by Ch.G. Reddick. N.Y. : Springer, 2010. 680 p.
3. Democratic Governance and New Technology: Technologically Mediated Innovations in Political Practice in Western Europe / eds. by J. Hoff, I. Horrocks, P. Tops. London : Routledge, 2005. 192 p.
4. E-government in Europe: Re-booting the State / eds. by P.G. Nixon, V.N. Koutrakou. London : Routledge, 2007. 220 p.
5. E-Participation in Smart Cities: Technologies and Models of Governance for Citizen Engagement / eds. by M.P.R. Bolívar, L.A. Muñoz. Cham : Springer, 2019. 216 p.
6. Handbook of Democratic Innovation and Governance / eds. by St. Elstub, O. Escobar. Cheltenham : Edward Elgar, 2019. 603 p.
7. Kuhlmann, S. Digital Transformation Going Local: Implementation, Impacts and Constraints from a German Perspective / S. Kuhlmann, M. Heuberger // Public Money & Management. 2023. Vol. 43. Iss. 2. P. 147–155.
8. Lips, M. Digital Government: Managing Public Sector Reform in the Digital Era / M. Lips. London : Routledge, 2020. 289 p.
9. Local Electronic Government: A Comparative Study / ed. by H. Drüke. London : Routledge, 2005. 269 p.
10. Rose, L.E. The Nordic Countries: Still the “Promised Land”? / L.E. Rose, K. Ståhlberg // Comparing Local Governance: Trends and Developments / eds. by B. Denters, L.E. Rose. Houndmills : Palgrave Macmillan, 2005. P. 83–99.
11. The Future of Local Self-Government: European Trends in Autonomy, Innovations and Central-Local Relations / ed. by T. BergstrÖm, J. Franzke, S. Kuhlmann, E. Wayenberg. Cham : Palgrave Macmillan, 2021. 291 p.
12. The Rule of Law in Cyberspace / eds. by C.B. de Morais, G.F. Mendes, T. Vesting. Cham : Springer, 2022. 401 p.
13. User Centric E-Government: Challenges and Opportunities // eds. by S. Saeed, T. Ramayah, Z. Mahmood. Cham : Springer, 2018. 256 p.
14. Wirtz, B.W. Digital Government: Strategy, Government Models and Technology / B.W. Wirtz. Cham : Springer, 2022. 512 p.
15. Wohlers, T.E. Setting Sail into the Age of Digital Local Government: Trends and Best Practices / T.E. Wohlers, L.L. Bernier. N.Y. : Springer, 2016. 123 p.

Остальные статьи