Модель противодействия экстремизму: опыт Республики Казахстан
Аннотация
Статья посвящена анализу модели противодействия экстремизму в Казахстане. В ней рассматриваются институциональные, нормативные, идеологические и местные аспекты борьбы с радикализмом в условиях полиэтничного и поликонфессионального общества. Авторы выявляют ключевые тенденции в динамике экстремистских проявлений за последние годы. Опираясь на данные официальной правовой статистики, делается вывод о тенденции роста экстремистских преступлений за последние три года. Выделяются четыре ключевых блока политики, осуществляемой институтами публичной власти: законодательный, правоохранительный, судебный и идеологический — с указанием их функций и механизмов реализации. Особое внимание уделяется гуманитарной программе «Жусан», направленной на возвращение и реабилитацию граждан, воевавших в зонах террористической активности. Рассматриваются формы межведомственного взаимодействия, в особенности, на уровне местного государственного управления, роль теологической профилактики, а также участие общественных институтов в дерадикализации. Подчеркивается важность реагирования на внешнеполитические вызовы, включая ситуацию в Афганистане и Центральной Азии. Статья имеет научно-практическое значение и может быть использована для разработки комплексных мер по профилактике религиозного экстремизма, а также в образовательных и исследовательских целях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 03/2025 |
Страницы | 20-25 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2025-3-20-25 |
Экстремизм и его крайнее проявление – терроризм – представляют собой одну из наиболее серьезных угроз для стабильности и безопасности мультикультурного Казахстана. Современный Казахстан, в лице своих органов публичной власти, придерживаясь принципов светскости, демонстрирует уникальное религиозное многообразие: здесь действуют 3 088 религиозных объединений и общин, представляющих 46 религиозных учений, включая последователей ислама, христианства, иудаизма, буддизма, индуизма, а также древних политеистических культов и современных религиозных новообразований. Такая поликонфессиональная среда, где проживают представители более 100 этнических групп, требует особых механизмов сохранения межрелигиозного и межэтнического согласия как условия устойчивого развития государства.
В условиях столь сложной и многослойной социокультурной структуры любое проявление радикализма несёт потенциальную угрозу общественной стабильности. Ярким примером стали события «кровавого января» 2022 г., когда экстремистские и террористические действия, сопровождавшиеся насилием, мародёрством и атакой на объекты, представляющие органы публичной власти и их инфраструктуру, продемонстрировали уязвимость общества перед координированными деструктивными проявлениями.
В ходе январских событий 2022 г. в Казахстане погибло 238 человек, из которых 219 были гражданскими лицами, 19 – сотрудниками силовых структур. Зарегистрировано 9257 дел об административных правонарушениях, более 5 тысяч досудебных расследований, включая 27 дел по терроризму, 131 – по массовым беспорядкам и 146 – по убийствам. В ходе следствия было признано 1612 подозреваемых, из которых 787 человек обвинялись в участии в массовых беспорядках, при этом среди задержанных оказались 41 член организованных преступных группировок и 126 лиц, ранее судимых за убийства, кражи, грабежи и разбои. Ущерб для бизнеса составил более 93,7 млрд тенге (около $216 млн).
Благодаря своевременному решению президента Касым-Жомарта Токаева о привлечении миротворческих сил ОДКБ удалось оперативно стабилизировать обстановку и предотвратить дальнейшее насилие.
С нашей точки зрения, январские события представляют собой пример стихийной политической мобилизации, осложнённой проникновением экстремистских и криминальных элементов. Эти события обнажили уязвимость системы обеспечения общественной безопасности, недостаточность превентивных механизмов идентификации угроз и необходимость пересмотра стратегии противодействия массовым беспорядкам в условиях гибридных угроз. Они также поставили на повестку дня вопрос о балансе между необходимостью обеспечения правопорядка и сохранением прав и свобод граждан в условиях кризиса.