Дата публикации: 07.08.2025

Сравнительно-правовой анализ местных советов народных депутатов советского периода и представительных органов местного самоуправления

Аннотация

В этой статье мы проводим параллель между местными советами народных депутатов советской эпохи и представительными органами местного самоуправления в современной России. Автор изучает правовую сторону вопроса, выявляя как общие черты, так и принципиальные различия между этими двумя формами организации местной власти. Особое внимание уделяется статусу депутата: сравниваются полномочия и ответственность народных избранников прошлого и настоящего.




В последние годы наблюдается возрождение интереса к историческому опыту местного самоуправления, особенно в контексте реформ, инициированных в 2020 г., и продолженных Федеральным законом от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее по тексту – ФЗ № 33). Период 1970–1980 гг. был временем значительных изменений в политической и социальной жизни страны, что делает его особенно актуальным для исследования. Анализ деятельности местных советов народных депутатов (МСНД) того времени позволяет извлечь ценные уроки для реформирования политической системы сегодня.

Говоря о работе МСНД, стоит отметить, что в ней было много ценного и интересного, но большая часть этого опыта осталась невостребованной. Во-первых, МСНД предоставляли гражданам возможность участвовать в управлении на уровне своего поселка, села, района или города. Это, конечно, создавало иллюзию демократии и вовлечённости населения в принятие решений. Однако в советский период различные слои населения были представлены в качестве членов постоянных комиссий Советов, уличных комитетов, комиссий содействия органам управления и т.д. Они принимали участие через общественные собрания и советы уличных комитетов, которые фактически и юридически выполняли функции местного самоуправления в соответствии с Конституцией СССР. Существование этих органов позволяло властям привлекать граждан к управлению, способствуя формированию коллективного участия в созидательных инициативах. Во-вторых, МСНД активно занимались решением социальных проблем, вопросами благоустройства, образования, здравоохранения и социальной защиты. При ограниченных ресурсах они находили решения для удовлетворения потребностей населения. Согласно законодательству того периода в их компетенции находились государственное, хозяйственное и социально-культурное строительство. В-третьих, в рамках плановой экономики местные советы играли важную роль в реализации проектов по развитию инфраструктуры, включая строительство жилья, дорог и общественных учреждений. Это способствовало улучшению качества жизни граждан. В-пятых, как ни парадоксально, но, пропагандируя идеи социализма и коммунизма, МСНД занимались просвещением, что повышало уровень грамотности и сознательности населения. Некоторые даже утверждают, что в советский период местного самоуправления было больше, чем у земских и городских учреждений, а также у современных российских муниципальных органов.

Однако, несмотря на ряд положительных аспектов, деятельность МСНД была ограничена бюрократизацией, идеологической зависимостью и отсутствием реальной власти.

В юридической литературе как советского, так и современного периода существуют различные трактовки относительно характера МСНД. При этом отмечается, что это «органы власти, которые представляют собой структурные подразделения государственной системы на уровне городов, районов, сельских поселений, посёлков и деревень» или что это бюрократически-централизованная машина управления». Имеются и иные взгляды. Например, М.Н. Амелин считает их государственно-общественными образованиями. В.В. Пылин подчёркивает, что МСНД гармонично объединяли в себе государственную народную власть и ключевые характеристики местного самоуправления. С.А. Авакьян, анализируя сущность местных советов народных депутатов в советскую эпоху, отмечает их самоуправленческую и представительную природу. Он подчёркивает: «Самоуправленческие начала пронизывают все аспекты организации и работы советов. Представительная форма органично дополняется институтами прямой демократии, прозрачностью, отчётами и обращениями к трудящимся».

О сущности местных советов народных депутатов сказано верно: «будучи частью единой системы государственного управления, они не назначались сверху, не были представительством центральной власти. Избранные на местах, местные советы несли ответственность перед населением, которое, в свою очередь, активно участвовало в повседневной работе этих органов».

Список литературы

1. Авакьян C.A. Конституционное право России : учебный курс. В 2 томах. Т. 1 / C.A. Авакьян. Москва : Норма Инфра-М, 2014. 864 с.
2. Авакьян С.А. Конституционное право России : учебное пособие. В 2 томах. Т. 1 / C.A. Авакьян. 7-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2021. 864 c.
3. Авакьян С.А. Размышления конституционалиста : избранные статьи / С.А. Авакьян. Москва : Издательство Московского университета, 2010. 560 с.
4. Амелин Н.М. Местные советы народных депутатов в системе территориального самоуправления : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Н.М. Амелин. Москва, 1991. 23 с.
5. Бурмистрова Ю.Ю. Местное самоуправление периода Советского государства: историко-правовой аспект / Ю.Ю. Бурмистрова, А.А. Микерин // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2024. № 3. С. 17–35.
6. Варлен М.В. Статус парламентария: теоретические проблемы : монография. Москва : Проспект, 2014. 185 с.
7. Васильев В.И. Местное самоуправление: конституционные идеи и практика / В.И. Васильев // Журнал российского права. 2013. № 9. С. 5–17.
8. Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти Российской Федерации / Л.А. Нудненко. Санкт-Петербург : Юридический Центр Пресс, 2004. 473 с.
9. Пешин Н.Л. Конституционная реформа местного самоуправления: механизмы встраивания местного самоуправления в систему государственной власти / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 8. C. 24–30.
10. Пылин В.В. Анализ правовых основ Советов народных депутатов РСФСР и муниципальных представительных органов Российской Федерации / В.В. Пылин // Управленческое консультирование. 2012. № 4. С. 18–25.
11. Румянцев О.Г. Об изменениях в организации и функционировании властного механизма в результате конституционной реформы 2020 г. в Российской Федерации / О.Г. Румянцев // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. № 10. С. 6–12.
12. Утрата доверия по законодательству Российской Федерации : научно-практическое пособие / Ю.В. Трунцевский, А.М. Цирин [и др.] ; ответственный редактор И.И. Кучеров. Москва : Инфотропик Медиа, 2022. 184 с.
13. Фадеев В.И. О духовно-нравственных основах народного представительства в России / В.И. Фадеев // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 11–16.
14. Чашин А.Н. Муниципальное право : учебное пособие / А.Н. Чашин. Москва : ИНФРА-М, 2022 . 209 с.
15. Чепурнова Н.М. Профессиональная этика выборных должностных лиц и легитимность государственной власти в России: проблемы взаимосвязи и взаимозависимости / Н.М. Чепурнова // Публичное право сегодня. 2018. № 3. С. 25–27.

Остальные статьи