Дата публикации: 07.08.2025

О целесообразности преобразования всех муниципальных районов Омской области в муниципальные округа

Аннотация

Статья посвящена оценке целесообразности преобразования всех муниципальных районов Омской области в муниципальные округа. В статье рассматривается законодательство Омской области относительно вопросов преобразования в муниципальные округа и уже принятые законы Омской области о преобразовании.




В 2003 г. федеральный закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – 131-ФЗ) закрепил двухуровневое функционирование органов местного самоуправления. На территории Омской области до июня 2024 г. существовало 32 муниципальных района и 1 городской округ, относящихся к верхнему уровню местного самоуправления, и 26 городских поселений и 365 сельских поселений, относящихся к нижнему уровню.

В 2019 г. были внесены изменения в 131-ФЗ, упразднившие обязательную двухуровневую структуру в связи с введением нового понятия – муниципальный округ. Муниципальный округ – несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно пояснительной записке муниципальный округ обеспечивает возможность консолидации представительских и административных ресурсов, в том числе на сельских территориях, в целях оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления посредством создания одноуровневой системы местного самоуправления там, где это целесообразно.

Следовательно, создание муниципального округа в перспективе должно:

- сократить штатную численность работников органов местного самоуправления за счет упразднения администраций сельских поселений;

- консолидировать бюджетные средства и муниципальную собственность в рамках одного муниципального образования;

Список литературы

1. Алексеева Т.Г. Численность населения Амурской области в территориальном разрезе реформ местного самоуправления / Т.Г. Алексеева // Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование : материалы IХ Междунар
2. Аркадьева О.Г. Муниципальная реформа в Чувашии / О.Г. Аркадьева, Т.О. Русская // Oeconomia et Jus. 2024. № 3. С. 1–14. DOI: 10.47026/2499-9636-2024-3-1-14
3. Бабичев И.В. О некоторых актуальных тенденциях и задачах развития местного самоуправления / И.В. Бабичев // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 3. С. 46–54.
4. Джораева С.В. К вопросу о преобразовании в муниципальные округа / С.В. Джораева, А.Ю. Двинских // Аграрное и земельное право. 2020. № 2 (182). С. 6–9.
5. Зимина Н.В. Плюсы и минусы муниципальной реформы по созданию муниципальных округов (на примере муниципальных округов Забайкальского края) / Н.В. Зимина, А.Г. Чумичев // 30 лет Конституции Российской Федерации: наука и правоприменительная практика : матери
6. Капустян Л.А. Об опыте формирования муниципальных округов в России и в Алтайском крае / Л.А. Капустян, В.Г. Лякишева, В.В. Юдина // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2022. № 20. С. 13–19.
7. Козырева Е.Г. Образование муниципальных округов как способ осуществления народовластия / Е.Г. Козырева // Власть и общество: история, современное состояние и тенденции развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Абакан, 21 апрел

Остальные статьи