Дата публикации: 01.09.2025

Правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках в системе национальных ценовых индикаторов: вопросы теории и практики

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования и применения правового института обязательного представления информации о внебиржевых сделках, в том числе обоснованности и правомерности требований обязательного представления сведений о внебиржевых сделках товарным биржам для формирования системы национальных ценовых индикаторов. Ставится вопрос о наличии альтернатив, которые позволяли бы получать данные о ценах при совершении сделок, в том числе без участия в формировании такой информации сторон внебиржевых сделок. Рассматривается вопрос о соотношении обязательной для представления информации о внебиржевых сделках и информации, используемой для проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке и выполнения иных полномочий антимонопольными органами. Рассматривается вопрос о соответствии модели правового института обязательного представления информации на биржу целям создания цифровой экономики. Ставится вопрос о том, не может ли ценовой индикатор быть средством инициализации согласованных действий и соглашений хозяйствующих субъектов или барьером (сдерживающим фактором) рыночного изменения цен, стабилизирующим цены около значения такого индикатора, что не всегда означает достижение целей экономической и антимонопольной политики. Рассматривается вопрос о соответствии правового института обязательного представления информации о внебиржевых сделках на биржу законодательству об обязательных требованиях и законодательству о контроле (надзоре).




Правовой институт обязательного представления на биржу информации о внебиржевых сделках был создан в 2009 г. Впервые в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (далее — Закон о биржах) было установлено, что в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, товарная биржа осуществляет регистрацию внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, ведет реестр указанных сделок и обеспечивает предоставление информации из соответствующего реестра.

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. № 65 «Об утверждении Положения о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также о ведении реестра указанных сделок и предоставлении информации из реестра» в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о биржах утверждено Положение о регистрации товарной биржей внебиржевых сделок с биржевым товаром, в том числе долгосрочных договоров поставки, а также о ведении реестра указанных сделок и предоставлении информации из реестра (далее — Положение № 65).

Согласно п. 2 данного Положения регистрация внебиржевых сделок с биржевым товаром, включенным в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2011 г. № 167-р Перечень биржевых товаров, в отношении которых внебиржевые сделки, в том числе долгосрочные договоры поставки, подлежат обязательной регистрации товарной биржей (далее — Перечень № 167), содержащий указание на лиц, сделки которых подлежат такой регистрации, осуществляется на товарных биржах, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о товарных биржах, и в ходе торгов, на которых заключаются сделки с соответствующим товаром. В Перечень № 167 первоначально вошли лишь нефтепродукты и нефть сырая. Затем Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2012 г. № 1309-р «О дополнении перечня биржевых товаров, в отношении которых внебиржевые сделки, в том числе долгосрочные договоры поставки, подлежат обязательной регистрации товарной биржей, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. № 167-р перечень был дополнен углем. Данный перечень утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» (далее — Постановление № 623).

Таким образом, к моменту вступления в силу Постановления Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. № 65 и Распоряжения Правительства РФ от 10 февраля 2011 г. № 167-р была создана система регистрации сведений о внебиржевых сделках уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков товарными биржами, перечень которых формирует и публикует данный орган (п. 2–4 Положения № 65), и передачи сведений из реестра таких сделок федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему государственное регулирование той сферы, к которой относится производство соответствующего товара, в порядке, установленном данным федеральным органом (п. 6 Положения № 65).

Пунктом 1 Постановления № 623 в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее — Закон об организованных торгах) было утверждено Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее — Положение № 623).

Список литературы

1. Василевская Л.Ю. Big data в механизме формирования основных направлений национального проекта «Экономика данных»: взгляд цивилиста на проблему / Л.Ю. Василевская // Lex russica (Русский закон). 2024. Т. 77. № 1. С. 9–21.
2. Василевская Л.Ю. Цифровизация гражданского оборота : монография. В 5 томах. Т. 5. Big data в механизме гражданско-правового регулирования (цивилистическое исследование) / Л.Ю. Василевская, Е.Б. Подузова, Ф.А. Тасалов ; ответственный редактор Л.Ю. Василевс
3. Губин А.М. Цифровизация: метод прогресса современной экономики в эпоху глобальных перемен / А.М. Губин // Право и цифровая экономика. 2022. № 3. С. 28–32.
4. Захаркина А.В. Смарт-контракт в условиях формирования нормативной платформы экосистемы цифровой экономики Российской Федерации / А.В. Захаркина // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 1. С. 66–82.
5. Зубарев С.М. Правовые риски цифровизации государственного управления / С.М. Зубарев // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 23–32.
6. Курбанов Р.А. Концепция законодательного регулирования оборота цифровых прав: доктринальные основания и перспективы практической реализации / Р.А. Курбанов, Л.Л. Баланюк // Журнал российского права. 2023. № 6. С. 116–129.
7. Линников А.С. Цифровой правовой контроль как новая цивилистическая категория / А.С. Линников // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2024. № 2. С. 289–310.
8. Мокров Г.Г. Практика применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров при формировании цены на торгах мировых бирж / Г.Г. Мокров // Таможенное дело. 2021. № 1. С. 14–17.
9. Петров Д.А. Биржевой товар в системе объектов гражданских прав / Д.А. Петров // Юрист. 2023. № 6. С. 9–15.
10. Подузова Е.Б. Информационные системы: проблемы определения и толкования в свете нотариальной практики / Е.Б. Подузова // Наследственное право. 2024. № 2. С. 16–19.
11. Талапина Э.В. Права человека в цифровом государственном управлении / Э.В. Талапина // Журнал российского права. 2024. № 9. С. 137–149.

Остальные статьи