Дата публикации: 01.09.2025

Умное антимонопольное регулирование в диалоге с нейросетью

Аннотация

Целью и предметом статьи является определение признаков понятия «умное антимонопольное регулирование экономики» в представлении искусственного интеллекта. Следует согласиться с тем, что успешная реализация умного антимонопольного регулирования экономики требует постоянного мониторинга и адаптации законодательства к изменяющимся условиям рынка, поскольку подлинным источником права выступают закономерности развития общества, которые должны наиболее точно отражаться в законодательстве и практике его применения. В противном случае происходит деформирование естественных общественных процессов. Этот вывод в одинаковой мере справедлив для всех сфер жизни общества и законодательства, включая антимонопольное законодательство, которое должно защищать конкуренцию, а не регулировать рыночные процессы в угоду политическим и иным сиюминутным соображениям. В статье представлены основные теоретические подходы к пониманию законодательства как средства регулирования общественных отношений.




Мне неоднократно приходилось писать и выступать, в том числе на прошлых научно-практических конференциях, организованных Федеральной антимонопольной службой России, о роли законодательства как средства регулирования общественных отношений, о его соотношении с другими средствами регулирования, как то административная и судебная практика, обычаи, доктрина. Представленная статья подготовлена на основе доклада «Умное антимонопольное регулирование в представлении искусственного интеллекта», сделанного на VΙΙΙ Международной научно-практической конференции «Современное антимонопольное регулирование экономики: инструменты совершенствования законодательства».

В оценке роли законодательства как средства регулирования общественных отношений я исхожу из следующих основных теоретических положений:

— целью государственной политики, включая антимонопольную политику, должна быть защита правомерного частного интереса от дискриминационных действий и недобросовестной конкуренции, а также произвола государственных органов. Законодательство должно по возможности наиболее точно отражать эти цели, а не искажать их. Иначе под влиянием обеспечиваемого принудительной силой государства применения такого законодательства, которое может неправильно отражать общественные закономерности, происходит деформирование естественных общественных процессов. Обязанностью государства являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ);

— в целях совершенствования законодательства, включая законодательство о защите конкуренции, следует учитывать принципиальные различия в характеристиках нормативного режима деятельности частных лиц (который отражает свободу выбора действий на свой риск) и нормативного режима деятельности органов государственной власти, включая ФАС России (который отражает нормативно предписанное поведение органов власти и должностных лиц);

— законодательство, регулирующее частные отношения, должно быть минимально необходимым. С точки зрения его содержания оно должно быть в основе своей дозволительным, а не запретительным. Запреты должны быть также минимально необходимыми и вполне определенными. Неопределенность в правовом регулировании должна толковаться в пользу частного лица;

Список литературы

1. Попондопуло В.Ф. Антимонопсоническое регулирование: основные концептуальные подходы и практика / В.Ф. Попондопуло // Состояние и развитие антимонопольного регулирования в Российской Федерации : монография / под общей редакцией А.В. Молчанова, Д.А. Петрова
2. Попондопуло В.Ф. Комплаенс как система управления рисками в сфере предпринимательства / В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петров // Антимонопольный комплаенс как эффективный инструмент профилактики нарушений : монография / С.А. Пузыревский, В.Ф. Попондопуло, Д.А. Пе
3. Попондопуло В.Ф. Отчет о научно-исследовательской работе «Состояние конкуренции на товарном рынке цемента в условиях реализации покупателями коллективных моделей поведения» (заключительный) / В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петров // Экспертно-аналитическое исслед
4. Попондопуло В.Ф. Развитие конкуренции и фактор ценообразования: экономические и юридические аспекты / В.Ф. Попондопуло // Защита конкуренции в условиях глобальных экономических и социальных изменений : монография / А.Т. Айтжанов, К.А. Бабаев, Е.В. Белицин
5. Попондопуло В.Ф. Свобода предпринимательства и антимонопольное законодательство / В.Ф. Попондопуло // Российский юридический журнал. 2019. № 2 (125). С. 156–163.
6. Попондопуло В.Ф. Согласование интересов конкурирующих производителей и потребителей товаров: экономические и юридические способы / В.Ф. Попондопуло // Поддержка конкуренции: экономические и юридические механизмы обеспечения баланса интересов производства
7. Попондопуло В.Ф. Феномен «справедливое ценообразование как условие формирования конкурентной среды»: экономический и юридический аспекты / В.Ф. Попондопуло // Антимонопольное регулирование ценообразования на товарных рынках Российской Федерации : монограф
8. Попондопуло В.Ф. Экономико-правовой и институциональный подходы к оценке состояния конкуренции / В.Ф. Попондопуло // Оценка состояния конкуренции на товарных рынках: правовые и экономические вопросы : монография / И.Ю. Артемьев, С.А. Пузыревский, В.В. Гри
9. Потапенко С.В. К вопросу об авторских правах на результаты интеллектуальной деятельности, созданные человеком с использованием искусственного интеллекта // Власть закона. 2024. № 2 (58). С. 160–171.

Остальные статьи