Умное антимонопольное регулирование в диалоге с нейросетью
Аннотация
Целью и предметом статьи является определение признаков понятия «умное антимонопольное регулирование экономики» в представлении искусственного интеллекта. Следует согласиться с тем, что успешная реализация умного антимонопольного регулирования экономики требует постоянного мониторинга и адаптации законодательства к изменяющимся условиям рынка, поскольку подлинным источником права выступают закономерности развития общества, которые должны наиболее точно отражаться в законодательстве и практике его применения. В противном случае происходит деформирование естественных общественных процессов. Этот вывод в одинаковой мере справедлив для всех сфер жизни общества и законодательства, включая антимонопольное законодательство, которое должно защищать конкуренцию, а не регулировать рыночные процессы в угоду политическим и иным сиюминутным соображениям. В статье представлены основные теоретические подходы к пониманию законодательства как средства регулирования общественных отношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 03/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2025-3-2-6 |
Мне неоднократно приходилось писать и выступать, в том числе на прошлых научно-практических конференциях, организованных Федеральной антимонопольной службой России, о роли законодательства как средства регулирования общественных отношений, о его соотношении с другими средствами регулирования, как то административная и судебная практика, обычаи, доктрина. Представленная статья подготовлена на основе доклада «Умное антимонопольное регулирование в представлении искусственного интеллекта», сделанного на VΙΙΙ Международной научно-практической конференции «Современное антимонопольное регулирование экономики: инструменты совершенствования законодательства».
В оценке роли законодательства как средства регулирования общественных отношений я исхожу из следующих основных теоретических положений:
— целью государственной политики, включая антимонопольную политику, должна быть защита правомерного частного интереса от дискриминационных действий и недобросовестной конкуренции, а также произвола государственных органов. Законодательство должно по возможности наиболее точно отражать эти цели, а не искажать их. Иначе под влиянием обеспечиваемого принудительной силой государства применения такого законодательства, которое может неправильно отражать общественные закономерности, происходит деформирование естественных общественных процессов. Обязанностью государства являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ);
— в целях совершенствования законодательства, включая законодательство о защите конкуренции, следует учитывать принципиальные различия в характеристиках нормативного режима деятельности частных лиц (который отражает свободу выбора действий на свой риск) и нормативного режима деятельности органов государственной власти, включая ФАС России (который отражает нормативно предписанное поведение органов власти и должностных лиц);
— законодательство, регулирующее частные отношения, должно быть минимально необходимым. С точки зрения его содержания оно должно быть в основе своей дозволительным, а не запретительным. Запреты должны быть также минимально необходимыми и вполне определенными. Неопределенность в правовом регулировании должна толковаться в пользу частного лица;