Дата публикации: 31.07.2025

Конституционный контроль как средство становления и развития института делегирования полномочий государственной природы в Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные предъявляемые к различным формам конституционно-правового делегирования требования, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации в рамках реализации им функции конституционного контроля при оценке конституционности положений законодательства и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов.




Практика делегирования органами публичной власти отдельных составляющих их компетенцию полномочий государственной природы сегодня широко распространена и является предметом исследования различных отраслей права, конституционно-правовой аспект которых основан во многом на решениях органов конституционного контроля.

Наибольшее развитие конституционно-правовой институт делегирования публично-властных полномочий благодаря деятельности судов получил в Соединенных Штатах Америки, где уже начиная с XIX в. при наличии относительно скудной законодательной регламентации правоотношений по делегированию необходимые правовые нормы, направленные на обеспечение нерушимости фундаментальных конституционно-правовых принципов, были сформулированы в текстах судебных решений. В то же время в парадигме российского конституционного права дореволюционный и советский этапы формирования института делегирования полномочий государственной природы характеризовались исключительно доктринальными истоками его развития, начало же нормативного его становления, ознаменованное созданием в Российской Федерации органа судебного конституционного контроля и принятием им ряда знаковых решений, было положено лишь в 90-е годы XX в., и на сегодняшний день именно выраженные в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (далее — Конституционный Суд РФ) правовые позиции являются основным источником регулирования конституционно-правового делегирования в России.

За весь период существования в Российской Федерации функции конституционного контроля можно насчитать десятки решений, содержащих значимые с доктринальной и практической точек зрения правовые позиции, направленные как на уяснение сущности делегирования в конституционном праве в целом, так и на установление условий и правил осуществления отдельных его форм.

Существенная часть решений Конституционного Суда РФ посвящена функциональному делегированию, или передаче внутри системы органов публичной власти отдельных полномочий, составляющих основной предмет деятельности ветвей власти или исключительные функции не входящих в общепризнанную триаду властей субъектов государственного властвования, наиболее ярким примером которого выступает делегирование Федеральным Собранием правотворческих полномочий государственным органам, законодательной властью не наделенным. Признавая допустимость подобной практики, Конституционный Суд РФ в своих решениях сформулировал ряд условий и ограничений, относящихся как непосредственно к делегированию правотворческих полномочий, так и к последующей их реализации.

Первичным в рассматриваемом контексте представляется запрет на передачу правотворческих полномочий по вопросам, в отношении которых Конституцией Российской Федерации (далее — Конституция РФ) установлено требование о регламентации соответствующих правоотношений именно федеральным или же федеральным конституционным законом, иным субъектам правотворчества, включая Правительство Российской Федерации (далее — Правительство РФ). Дополняют его требования, сформулированные Конституционным Судом РФ применительно к самому акту делегирования, в числе которых соблюдение конституционных принципов разделения властей и недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина актами ниже уровня федерального закона, нарушением которых признается и широкая дискреция исполнительной власти в отношении регулирования прав человека и гражданина. Особое значение при осуществлении делегирования и последующей реализации переданных в рамках него полномочий придается Конституционным Судом РФ принципу правовой определенности, пренебрежение которым в отношении правовых норм, посредством которых осуществляется делегирование, вследствие риска произвольной реализации неопределенных по объему и содержанию полномочий также квалифицируется в качестве нарушения основополагающего принципа разделения властей.

Список литературы

1. Васильев В.И. Местное самоуправление и Конституция Российской Федерации / В.И. Васильев // Журнал российского права. 2019. № 6. С. 28–35.
2. Ерзин Р.М. Конституционные основы передачи полномочий Российской Федерации межгосударственному объединению : диссертация кандидата юридических наук / Р.М. Ерзин. Саранск, 2017. 201 с.
3. Козлов Ю.М. Участие общественности в советском государственном управлении / Ю.М. Козлов // Советское государство и общественность в условиях развернутого строительства коммунизма : сборник статей / под редакцией Н.Г. Александрова. Москва : Издательство Мо
4. Романовская О.В. Делегирование властных полномочий в российском дореволюционном учении о государстве и праве / О.В. Романовская // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 4 (48). С. 5–14.
5. Bradley C. The Concept of International Delegation / C. Bradley, J. Kelley // Law and Contemporary Problems. 2008. Vol. 71. P. 1–36.

Остальные статьи