Механизм оценки эффективности реализации культурных прав и свобод
Аннотация
Статья посвящена механизму оценки эффективности реализации культурных прав и свобод как составной части мониторинга в исследовании реализации культурных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Авторы разработали собственную методику оценки степени реализации эффективности культурных прав и свобод. В практической стадии данного механизма авторы провели анкетирование в определении степени эффективности реализации культурных прав и свобод среди студентов Западного филиала РАНХиГС. Полученные результаты позволили определить степень реализации культурных прав и свобод в Калининградской области.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 03/2025 |
Страницы | 27-29 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2025-3-27-29 |
С каждым годом актуальность и востребованность культурных прав и свобод среди населения Российской Федерации возрастает, так как граждане активно участвуют в культурной жизни, посещают различные культурные учреждения и организации, в частности, музеи, выставки, концерты, спектакли. Однако для повышения эффективности реализации культурных прав и свобод необходима государственная поддержка. Среди важных мероприятий, проводимых государством в целях повышения эффективности реализации культурных прав и свобод, следует выделять проведение мониторинга в исследовании реализации культурных прав и свобод для выявления проблем в их реализации и разработки рекомендаций по совершенствованию эффективности реализации данных прав и свобод.
При проведении мониторинга в исследовании реализации культурных прав и свобод следует использовать разработанную А.С. Автономовым шкалу оценки соблюдения права на доступ к культурным ценностям.
Критериями оценки выступают: степень информационной доступности культурных ценностей; институциональной доступности культурных ценностей; субъектной доступности культурных ценностей; территориальной доступности культурных ценностей; инфраструктурной доступности культурных ценностей; финансовой доступности культурных ценностей; бихевиоральной доступности культурных ценностей. В каждом из указанных критериев содержится ряд позиций, которые выражаются в набранных конкретным регионом баллах, и указывается максимальное количество баллов.
В зависимости от совокупности всех критериев складывается общая картина соблюдения культурных прав и свобод в определенном регионе, муниципальном образовании и в целом по стране, а впоследствии возможно проследить динамику данной ситуации. Если какой-то регион (поселение) набрал сумму менее 26 баллов, ситуацию с правом доступа к культурным ценностям там можно считать критической, тогда как благоприятная в целом ситуация отмечается при сумме от 53 до 77 баллов. Ситуацию со средним значением показателей в диапазоне от 26 до 52 балла можно признать настораживающей, требующей внимания и усилий по ее улучшению. При этом разброс в количестве баллов по каждому из критериев и по каждой из позиций имеет практическое значение для мониторинга и оценки состояния конкретного права человека. Возможность измерения конкретного культурного права на основе обобщения и сопоставления позволит выявить проблемы в реализации данного права и соответственно найти более эффективное их решение. В целом предложенная шкала оценки соблюдения культурных прав и свобод будет служить важным инструментом в механизме реализации культурных прав и свобод.
Кроме того, на наш взгляд, в мониторинг исследования реализации культурных прав и свобод следует включить анкетирование по вопросам эффективности реализации культурных прав и свобод в каждом субъекте РФ и затем на всей территории Российской Федерации. В анкету необходимо включить вопрос о степени реализации культурных прав и свобод со следующими вариантами ответов: полностью реализуются, частично реализуются и не реализуются. В данную анкету следует также включить вопросы о степени реализации конкретных культурных прав и свобод (право на свободу творчества, на образование, на участие в культурной жизни и др.).