Судебная политика в российском гражданском обществе в контексте независимости суда
Аннотация
Судебная правовая политика затрагивает как идеальный, так и материальный пласты реальности, включая базовую и специальную тематику. В ее формировании должны принимать участие различные элементы гражданского общества. Принцип независимости судей входит в базовый компонент судебной политики и в своей реализации требует разрешения фундаментальных проблем не только осуществления принципов правового государства, но и формирования определенного мировоззрения, способствующего самостоятельному правовому мышлению. Также его осуществление предполагает анализ прикладной тематики, связанной с повышением качественного уровня образования, подбора судейских кадров и корректировки оценок судебной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 03/2025 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2025-3-19-23 |
Введение. Деятельность государственного механизма в целом, а также отдельных его звеньев не может осуществляться хаотично. Всегда должны существовать и получать разработку определенные варианты его дальнейшего перспективного развития. Сказанное относится и к судебной системе. Каким образом следует выстроить ее работу, на что обратить внимание в первую очередь, а какие цели носят концептуальный характер – такого рода вопросы вполне можно отнести к проблемам долгосрочного планирования. При этом следует учесть, что судебная власть есть не просто элемент в системе разделения властей, но и одно из важнейших условий функционирования развитого гражданского общества. Последнее, тем самым, не может оставаться безучастным к определению стратегий и тактик судебной политики.
Отметим, что судебная политика вбирает в себя как правовые, так и иные моменты – организационного, технического и иного плана, касающиеся деятельности и функционирования судебной системы страны в целом. Именно поэтому судебная политика включает в себя судебную правовую политику, которая затрагивает направления работы, формализованные в нормативных правовых актах и иных формах (источниках) права. В дальнейшем мы будем рассматривать проблемы судебной и судебной правовой политики в одном смысловом ключе.
Функционирование судебной системы базируется на ряде известных принципов конституционного характера, которые выступают базовыми компонентами правового государства. Среди них выделяется принцип независимости судебной власти. В этом плане формирование представлений о судебной правовой политике сочетает в себе как проблемы фундаментального плана, так и вопросы прикладного характера. Принцип независимости судей, с одной стороны, является базовым условием выполнения судом своей роли в рамках общего механизма разделения властей. Предпосылки его реализации носят отнюдь не только правовой, но в целом социально-политический характер, с учетом значимости для функционирования и публичной, и частной сферы общественной жизни. С другой стороны, осуществление данного принципа предполагает осуществление ряда практических решений, которые имеют явное прикладное значение.
Цель исследования – формирование научно обоснованных знаний о содержании судебной правовой политики, формируемой при участии гражданского общества, через призму принципа независимости суда.
Основная часть. В последние десятилетия весьма существенную разработку проблем правовой политики осуществляли саратовская и пензенская научные школы. Профессор А.В. Малько интерпретирует правовую политику как «научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных органов и институтов гражданского общества по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой жизни общества и личности». Близким выступает и определение, которые было дано в отдельном диссертационном исследовании.