Дата публикации: 01.09.2025

Участие Общественной палаты Российской Федерации в развитии сферы обращения с отходами в Российской Федерации

Аннотация

В статье анализируются основные формы деятельности Общественной палаты Российской Федерации в рамках общественного контроля и просветительской деятельности в области государственного регулирования сферы обращения с отходами в Российской Федерации.




Благоприятная окружающая среда – важная сфера благополучия человека, хотя это понимание пришло к человечеству не сразу. Связано это, в том числе, с разным уровнем экономического развития государств, темпами развития технологий и поверхностным пониманием последствий применения таких технологий для окружающей среды. Кроме того, каждое государство по-своему понимает содержание благоприятной окружающей среды. С точки зрения российского законодательства право на благоприятную окружающую среду сформулировано весьма широко и представляет собой «среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов». Наука в этом вопросе рефлексии на тему критериев благоприятности окружающей среды и ее элементов ушла гораздо дальше. Наиболее подходящим в контексте данного исследования представляется мнение М.М. Бринчука, предлагающего понимать под благоприятной окружающей средой такую, которая «соответствует установленным экологическим законодательством требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения естественных экологических систем». Стоит согласиться и с мнением И.А. Игнатьевой, которая в качестве одного из критериев благоприятной окружающей среды указывает условия жизнедеятельности людей. Как отмечает И.А. Игнатьева, «связанность понятия благоприятности окружающей среды с условиями жизнедеятельности людей следует также из закрепления права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), поскольку субъективное конституционное право – право человека, следовательно, именно состояние человека, его самочувствие, самоощущение в окружающей среде позволяют оценить окружающую среду как благоприятную». Нас как граждан беспокоит состояние воздуха, водных и лесных ресурсов, но чаще всего мы соприкасаемся с не столь возвышенной, но влияющей на все эти ресурсы сферой – сферой обращения с отходами.

Отходы, без всякого преуменьшения, – общественно значимая проблема, которая до середины прошлого века оставалась без внимания мирового сообщества. В рамках российской системы права правовое регулирование области обращения с отходами прошло долгий и тернистый путь и продолжает развиваться. И важная роль в развитии данной сферы принадлежит Общественной палате Российской Федерации (далее – Палата), которая за двадцатилетний срок своей работы стала площадкой для диалога государства и общества, базой для сбора и анализа информации о деятельности всех субъектов общественного контроля, донесения до органов и иных организаций результатов такой деятельности.

Возможность Палаты оперативно реагировать на слабые места и «болевые точки» отдельных аспектов государственного управления, давать государству в лице его органов обратную связь, объективное мнение особенно ярко проявилась в сфере государственно-правового регулирования сферы обращения с отходами. Как отмечает В.В. Гриб, такой срез общества, который Палата дает на уровне членства, экспертов, партнерских организаций в целом по стране, открывает широкие возможности для ведения многостороннего и многоаспектного социального диалога, в котором есть место и традиционным некоммерческим организациям, и экспертам-профессионалам, и рядовым гражданам.

Список литературы

1. Бринчук М.М. Конституция и экологическое право : монография / М.М. Бринчук. Москва : Институт государства и права РАН, 2019. 713 с.
2. Васильева Л.Н. Правовая природа контрольных полномочий общественных палат в Российской Федерации / Л.Н. Васильева // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 6. С. 49–61.
3. Гончаров В.В. Роль и место Общественной палаты России в процессе унификации законодательства об общественном контроле / В.В. Гончаров // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9 (225). С. 211–214.
4. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как элемент политико-правовой институциализации гражданского общества / В.В. Гриб. Москва : Издательство «Юрист», 2010. 184 с.
5. Игнатьева И.А. Соответствие экологическим интересам и транспарентность целей как необходимые условия определения эффективности эколого-правового регулирования / И.А. Игнатьева // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2021. № 6. С. 3–26.
6. Хаценко Е.С. Особенности институционального развития Арктической зоны Российской Федерации / Е.С. Хаценко, Н.С. Доронин // Региональная и отраслевая экономика. 2025. № 1. С. 99–110.

Остальные статьи