Дата публикации: 01.09.2025

Конституционный статус экономических и социальных советов как органов общественного представительства в зарубежных странах

Аннотация

Статья посвящена исследованию конституционных норм зарубежных конституций (Франции, Италии, Марокко, Габона и других), регулирующих правовое положение, компетенцию и состав экономических и социальных советов. На основе изучения конституций в статье делается вывод об осуществлении советами экспертно-аналитической, консультативной, нормотворческой и социально-представительской деятельности. Автором предлагается внесение поправок в Конституцию Российской Федерации, позволяющих закрепить конституционный статус Общественной палаты РФ.




Экономические и социальные советы, общественные палаты являются органами, представляющими интересы общества во взаимодействии с государством для налаживания сотрудничества в социально-экономической сфере (далее – органы общественного представительства). Они образованы в 75 государствах и объединяются в международную организацию – Международную ассоциацию экономических и социальных советов и схожих институтов – МАЭСССИ (AICESIS). Все страны-участницы разделены на четыре географические зоны: страны Европы; страны Азии, Евразии и Ближнего Востока; страны Африки; страны Латинской Америки и Карибского бассейна. По данным из официального сайта AICESIS, участники ассоциации представлены на всех континентах: наибольшее количество – 36% в Европе, на втором месте расположилась Африка – 30% советов, 18% государств расположены в Латинской Америке и Карибском бассейне, замыкает перечень континентов с 16% Евразия.

Основная цель AICESIS – способствовать развитию гражданского общества и социального диалога на основе ценностей мира, безопасности и прав человека. Российская Федерация вступила в AICESIS в 2006 г., ее распределили в зону Азия, Евразия и Ближний Восток. В 2013–2015, 2021–2023 гг. Общественная палата Российской Федерации (далее – Общественная палата РФ) возглавляла AICESIS.

Органы общественного представительства играют роль «канала связи» между обществом и государством. В некоторых странах они учреждаются на конституционном уровне (Франция, Италия, Марокко и другие), но во многих странах данные органы создаются и действуют на основании закона (Аргентина, Россия, Швейцария и другие).

В Конституции Французской Республики 1958 г. (ст. 69–71) статус Экономического и социального совета урегулирован довольно лаконично: закреплены его полномочия по подготовке заключений в ответ на запросы правительства. Они даются на проекты актов в социально-экономической сфере общественных отношений: законов, ордонансов и декретов регламентарной власти, планов и программ развития. Представитель совета имеет право выражать выработанную позицию по рассмотренным проектам в палатах парламента.

Конституционные традиции Франции продолжают государства – бывшие колонии Франции, в том числе, учреждая экономические и социальные советы на конституционном уровне.

Список литературы

1. Бондарь Н.Ю. Общественная палата как правовая форма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации / Н.Ю. Бондарь // Юрист. 2019. № 2. С. 70–77.
2. Васильева Л.Н. Правовая природа контрольных полномочий общественных палат в Российской Федерации / Л.Н. Васильева // Журнал российского права. 2023. № 6. С. 49–61.
3. Гриб В.В. Общественная палата Российской Федерации как представительный орган гражданского общества / В.В. Гриб // Адвокатская практика. 2010. № 2. С. 2–11.
4. Грудцына Л.Ю. Общественная палата – спектакль национального масштаба / Л.Ю. Грудцына // Адвокат. 2006. № 5. С. 79–87.
5. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соединенные Штаты Америки, Япония, Индия : учебное пособие / составитель, переводчик, автор введения и вступительной статьи А.А. Маклаков. 5-е изд., перераб. и
6. Чеботарев Г.Н. Общественная палата в системе общественного контроля субъекта Российской Федерации / Г.Н. Чеботарев // Российский юридический журнал. 2015. № 6. С. 125–130.

Остальные статьи