Дата публикации: 01.09.2025

Общественная палата Российской Федерации как субъект пробации

Аннотация

Статья посвящена роли Общественной палаты Российской Федерации в пробации осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания. Особое внимание уделено участию Общественной палаты РФ в формировании эффективных проектов, направленных на активизацию участия представителей общественности в пробации. Определена необходимость осуществления профессиональной подготовки специалистов, работающих в сфере пробации. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о координирующей и направляющей роли в отношении субъектов пробационной деятельности со стороны Общественной палаты РФ, а также во взаимодействии с государственными органами, научным сообществом и институтами гражданского общества, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности ресоциализационных процессов и снижению повторной и рецидивной преступности.




Вопросы оказания помощи осужденным и лицам, освобождаемым от отбывания уголовных наказаний, в социальной адаптации, их дальнейшей ресоциализации и реинтеграции в общество являются актуальными в условиях повышения потребности противодействия повторной и рецидивной преступности.

Накопившийся региональный опыт, в том числе законодательный, практики по социальной адаптации и ресоциализации лиц, отбывающих уголовные наказания и освобождаемых из мест лишения свободы, сформировал необходимость разработки и принятия Федерального закона от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее – Закон о пробации). Данный закон сформировал модель взаимодействия государственных, муниципальных органов и общественных организаций, способствующую успешной социальной адаптации и ресоциализации осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания, включающую психологическое сопровождение, социальную помощь, трудовую адаптацию и другие меры.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года определяет необходимость создания и развития системы пробации, «предполагающей внедрение единых принципов и механизмов оказания всесторонней помощи подозреваемым, обвиняемым, осуждённым и лицам, освободившимся от отбывания наказания, а также преемственности при ведении социальной, воспитательной и психологической работы на различных этапах пребывания подозреваемого, обвиняемого и осуждённого в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также повышения уровня взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, учреждениями и предприятиями социального обслуживания по вопросам оказания адресной социальной помощи осуждённым и лицам, освободившимся из мест лишения свободы». Не оставил без внимания Закон о пробации привлечение к указанной деятельности представителей общественных формирований, и в ч. 3 ст. 6 закрепляется их прямое участие «в целях осуществления мероприятий ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация». Формы привлечения представителей общественности в пробационную деятельность могут быть разными и включать в себя: заключение соглашений между организациями и органами власти, предоставление грантов и субсидий, организацию совместных проектов и программ и т.д. Таким образом, закрепление в законе широкого круга участников позволяет создать действенную комплексную систему поддержки и помощи лицам, находящимся под пробацией, способствуя их возвращению в общество и снижению риска рецидивной преступности.

Необходимо отметить, что ведущая роль в этом направлении отводится Общественной палате Российской Федерации (далее – Общественная палата РФ). Являясь независимой структурой гражданского общества, Общественная палата РФ активно взаимодействует с государственными органами власти, включая Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России). 10 декабря 2020 г. между Общественной палатой РФ и ФСИН России было подписано соглашение о взаимодействии, которое предусматривает работу по активизации общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания граждан, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества, решение вопросов успешной адаптации осужденных после освобождения, анализ и распространение лучших практик в этой сфере и т.д. В.В. Гриб придает большое историческое значение данному соглашению и считает, что «без поддержки Общественной палаты и взаимодействия с органами ФСИН России общественные наблюдательные комиссии, которые также являются прямыми участниками пробационной деятельности, не будут столь эффективными в своей работе».

Список литературы

1. Воронцов А. Пробация: закон принят. Что дальше? / А. Воронцов // Официальный сайт Общественной палаты РФ. URL: <a href="https://www.oprf.ru/news/probatsiya-zakon-prinyat-chto-dalshe" target="_blank">https://www.oprf.ru/news/probatsiya-zakon-prinyat-chto-dalshe</a> (дата обращения: 30.06.2025).
2. Гречаная А.А. Институты гражданского общества в обеспечении пробации в России / А.А. Гречаная // Современное право. 2024. № 2. С. 113–117.
3. Попова Е.Э. Компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении как право осуждённого к лишению свободы: вопросы правового регулирования и правоприменительной практики / Е.Э. Попова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. №
4. Тепляшин И.В. Общественный контроль в системе социально ориентированной деятельности гражданского общества / И.В. Тепляшин // Енисейские политико-правовые чтения : материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции (г. Красноярск, 20–21 сентября
5. Хасанова С.К. К вопросу участия добровольцев (волонтёров) в реализации Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» / С.К. Хасанова // Российский судья. 2024. № 1. С. 48–51.

Остальные статьи