Дата публикации: 01.09.2025

Правовые и практические проблемы определения субъектов общественного контроля в Российской Федерации

Аннотация

За время с момента принятия Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль стал важным социальным институтом, играющим заметную роль в тонкой настройке общественно-государственных отношений в России. Однако опыт его нормативного обеспечения нельзя назвать завершенным: правоприменительная практика выявила ряд законодательных пробелов и недостатков правового регулирования. Необходимы его дальнейшая институциализация, уточнение перечня его субъектов, создание механизмов участия в нем инициативных граждан.




Введение

В 2024 г. исполнилось 10 лет со дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ), который можно назвать рамочным, т.е. устанавливающим общие принципы организации и осуществления контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов власти всех уровней, государственных и муниципальных учреждений, иных органов и юридических лиц, выполняющих публично значимые функции.

Примечательно, что к моменту разработки Закона № 212-ФЗ в России уже были приняты иные законы и нормативные правовые акты (далее – НПА), так или иначе затрагивающие вопросы общественного контроля. Так, в нашей стране была создана Общественная палата Российской Федерации (далее – Общественная палата) – высший репрезентативный орган гражданского общества, получивший обширные полномочия в сфере общественного контроля; появились новые возможности поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО); обеспечения открытости федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ); независимой оценки качества (далее – НОК) и условий оказания государственных и муниципальных услуг; соблюдения прав человека в местах принудительного содержания; рассмотрения обращений граждан, общественных инициатив и результатов общественных слушаний.

Активное гражданское нормотворчество 2004–2014 гг. было связано с незавершенностью правового регулирования общественных отношений в России, исчерпанием возможностей их эволюции в рамках предыдущей политической модели, основанной преимущественно на рецепции либеральных правовых институтов, а также переходом к построению отечественной модели «государственного капитализма» и «суверенной демократии».

Тогда происходил решительный разрыв с западноевропейской доктриной гражданского общества, основанной на примате прав и свобод индивида над интересами социальных групп, значении горизонтальных связей, направленных на независимое от государства удовлетворение потребностей членов общества, представлении о государстве как о продукте «общественного договора». Вместо этого в создаваемой российской модели за государством признается основополагающая, инициирующая роль в формировании институтов гражданского общества, провозглашаются ценности «взаимного доверия между государством и обществом, баланс прав и обязанностей граждан, социального партнерства, согласования социально значимых интересов, солидарности».

Список литературы

1. Авакьян С.А. Об эффективности общественного контроля в Российской Федерации / С.А. Авакьян // Проблемы реализации общественного контроля на уровне местного самоуправления : материалы Международной научно-практической конференции (г. Йошкар-Ола, 26–27 сент
2. Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики : монография / С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2022. 484 с.
3. Глебова Ю.И. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти: формальное закрепление или эффективный механизм? / Ю.И. Глебова // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2021. № 4 (50). С. 22
4. Гражданин и власть : монография / С.А. Авакьян, Д.А. Авдеев, Е.Ф. Гладун   [ и др.] ; под редакцией Г Н. Чеботарева. Тюмень : ТюмГУ-Press, 2023. 172 с.
5. Гриб В.В. Общественный контроль : учебник / В.В. Гриб. Москва : Издательская группа «Юрист», 2017. 655 с.
6. Гриб В.В. Развитие регионального законодательства в сфере общественного контроля / В.В. Гриб // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 11. С. 3–6.
7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. В 55 томах / В.И. Ленин. 5-е изд. Т. 31. Март – апрель 1917 / том подготовлен к печати П.И. Крутиковой ; редактор И.А. Гладков. Москва : Государственное издательство политической литературы, 1974. 672 с.
8. Михеева Т.Н. Особенности осуществления общественного контроля / Т.Н. Михеева // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. № 1 (13). С. 59–65.
9. Общественный контроль на выборах : учебное пособие / под общей редакцией В.В. Полянского и И.Б. Борисова. Москва : Бахрах-М, 2015. 184 с.
10. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО : учебник / А.П. Метелев, Ю.С. Белановский, Н.И. Горлова [и др.] ; ответственный редактор И.В. Мерсиянова. Москва : НИУ ВШЭ, 2022. 456 с.
11. Правовые основы общественного контроля в Российской Федерации / под редакцией М.А. Федотова. Москва : Статут, 2017. 208 с.
12. Современные проблемы организации публичной власти : монография / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2014. 596 с.
13. Сурков В. Национализация будущего / В. Сурков // Эксперт. 2006. 20 ноября.
14. Филимонов А. Общественный контроль: перспективы законодательного закрепления / А. Филимонов // ГАРАНТ.РУ. 2014. 26 мая.
15. Bukalerova L.A. The Need to form Centralized Organs of Social Control in the Procedures of the Federal State Control (Supervision) of Educational Organizations / L.A. Bukalerova, R.V. Shagieva // RUDN Journal of Law. 2015. № 1. P. 19–23.

Остальные статьи