Правовые и практические проблемы определения субъектов общественного контроля в Российской Федерации
Аннотация
За время с момента принятия Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль стал важным социальным институтом, играющим заметную роль в тонкой настройке общественно-государственных отношений в России. Однако опыт его нормативного обеспечения нельзя назвать завершенным: правоприменительная практика выявила ряд законодательных пробелов и недостатков правового регулирования. Необходимы его дальнейшая институциализация, уточнение перечня его субъектов, создание механизмов участия в нем инициативных граждан.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 03/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2025-3-2-6 |
Введение
В 2024 г. исполнилось 10 лет со дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ), который можно назвать рамочным, т.е. устанавливающим общие принципы организации и осуществления контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов власти всех уровней, государственных и муниципальных учреждений, иных органов и юридических лиц, выполняющих публично значимые функции.
Примечательно, что к моменту разработки Закона № 212-ФЗ в России уже были приняты иные законы и нормативные правовые акты (далее – НПА), так или иначе затрагивающие вопросы общественного контроля. Так, в нашей стране была создана Общественная палата Российской Федерации (далее – Общественная палата) – высший репрезентативный орган гражданского общества, получивший обширные полномочия в сфере общественного контроля; появились новые возможности поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО); обеспечения открытости федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ); независимой оценки качества (далее – НОК) и условий оказания государственных и муниципальных услуг; соблюдения прав человека в местах принудительного содержания; рассмотрения обращений граждан, общественных инициатив и результатов общественных слушаний.
Активное гражданское нормотворчество 2004–2014 гг. было связано с незавершенностью правового регулирования общественных отношений в России, исчерпанием возможностей их эволюции в рамках предыдущей политической модели, основанной преимущественно на рецепции либеральных правовых институтов, а также переходом к построению отечественной модели «государственного капитализма» и «суверенной демократии».
Тогда происходил решительный разрыв с западноевропейской доктриной гражданского общества, основанной на примате прав и свобод индивида над интересами социальных групп, значении горизонтальных связей, направленных на независимое от государства удовлетворение потребностей членов общества, представлении о государстве как о продукте «общественного договора». Вместо этого в создаваемой российской модели за государством признается основополагающая, инициирующая роль в формировании институтов гражданского общества, провозглашаются ценности «взаимного доверия между государством и обществом, баланс прав и обязанностей граждан, социального партнерства, согласования социально значимых интересов, солидарности».