Технологический суверенитет как объект правового регулирования
Аннотация
Достижение технологического суверенитета в современных реалиях глобального развития становится одной из ключевых идей национального развития в целом и технологического развития в частности. В то же время сама конструкция технологического суверенитета не приобрела достаточной устойчивости, что создает сложности для ее восприятия в правовом поле. Имеет место неравномерность правового регулирования вопросов технологического суверенитета в субъектах Российской Федерации, преодоление которой возможно, в частности, посредством формирования на федеральном уровне «рамочной» конструкции базового регулирования (системы нормативных актов).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 07/2025 |
Страницы | 46-50 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-7-46-50 |
Технологический суверенитет составляет одну из методологических основ государственной стратегии технологического развития, отражающей официальное признание смены технологического уклада. В правовом поле идея технологического суверенитета берет свое начало в конституционных положениях о правах и свободах человека и гражданина и безопасности личности, общества и государства. Конкретизация этой идеи восходит к ст. 44 Конституции РФ и корреспондирует полномочиям Правительства РФ обеспечить «государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала» (ст. 114).
Официальная дефиниция технологического суверенитета представлена в Концепции технологического развития и сводится к наличию под национальной юрисдикцией и национальным контролем «критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственные национальные цели развития и реализовывать национальные интересы». Соответственно, технологический суверенитет образуется технологиями и возможностью их производства в установленных целях развития, обеспечивается за счет НИОКР и внедрения их результатов. Технологический суверенитет является одним из условий технологического лидерства и одним из приоритетов и, одновременно, результатом технологического развития.
Технологическому развитию и технологическому суверенитету посвящен значительный объем нормативного материала. Предпосылки правового опосредования технологического суверенитета создаются конституционными положениями о суверенитете в целом. Принципиальное значение имеют правоположения о разграничении предметов ведения по уровням организации публичной власти в части научно-технологического развития. Конституционную основу технологического суверенитета также составляют положения о приоритете прав и свобод человека и гражданина и безусловных обязанностях государства по их защите, об обеспечении обороны и безопасности, экономическом пространстве и конкуренции и др.
Объем международно-правового регулирования зависит от официально принятой концепции технологического развития и технологического суверенитета и стратегии их достижения. Автаркический подход сводит международное сотрудничество к минимуму, тогда как признание свободного движения технологий и международной технологической интеграции расширяет сферу международно-правового регулирования. Российская Федерация международное сотрудничество не исключает, соответственно, международные договоры и соглашения рассматриваются как источники регулирования в области различных аспектов технологической политики и технологического развития, в частности в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства, в рамках БРИКС, ШОС.
Акты стратегического планирования имеют смыслообразующий и системообразующий характер в позиционировании официальных подходов к идее технологического суверенитета. Стратегическое планирование учитывает санкционную политику группы иностранных государств, необходимость структурной трансформации экономики, необходимость выстраивания (перестраивания) логистики и развития технологических рынков с дружественными государствами.