Меры процессуального принуждения в административно-деликтном законодательстве
Аннотация
В статье проводится комплексный анализ эволюции концепции мер принуждения в административно-процессуальной сфере в контексте трансформации нормативно-правовой базы и конституционных положений Российской Федерации. Динамика развития административно-процессуального законодательства обусловливает формирование особой категории принудительных мер, направленных на обеспечение эффективности административного судопроизводства. Актуальность данных мер отражается в административно-деликтном праве, особенно при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях. Особое внимание уделяется юридической природе и специфике штрафа как инструмента административно-процессуального принуждения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 07/2025 |
Страницы | 43-45 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-7-43-45 |
В научной доктрине административного права сформировались различные подходы к систематизации и классификации мер административно-правового принуждения. Исследователи предлагают многообразные критерии для их классификации, включая целевую направленность, нормативные основания и процедурный аспект применения. Наука административного права разработала широкий диапазон таких мер и различные трактовки их содержательного наполнения.
Историческая ретроспектива демонстрирует трансформацию представлений о составных элементах института административного принуждения. Изначально научное сообщество оперировало трехкомпонентной классификацией мер административного принуждения (меры предупреждения, пресечения и наказания). Впоследствии данная система была дополнена мерами процессуального обеспечения, что сформировало четырехэлементную структуру. Современный этап развития административно-правовой доктрины характеризуется формированием пятикомпонентной модели классификации (меры предупреждения, пресечения, процессуального обеспечения, наказания и административно-восстановительные меры).
Эволюция административно-процессуального законодательства способствовала расширению системы мер административного принуждения через включение новых категорий. Сравнительно новый процессуальный источник — Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) — содержит положения, формирующие институт мер процессуального принуждения, призванных обеспечить надлежащее осуществление административного судопроизводства.
В настоящее время меры административного принуждения интегрированы в принципиально новую систему. Данный институт претерпел значительные трансформации по сравнению с его состоянием, имевшим место десятилетие назад. В научной среде распространен подход к судебному рассмотрению дел об административных правонарушениях как к форме реализации административной юрисдикции. Такая интерпретация представляется обоснованной при условии понимания того, что подобная административная юрисдикция осуществляется в соответствии с нормами административного судопроизводства.
Архитектоника внешне стабильной системы на сегодняшний день преобразована с учетом современных правовых идей процессуальной направленности, закрепленных в нормах административного судопроизводства и законодательства об административных правонарушениях. В современных реалиях помимо Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в правовом пространстве функционируют нормативные акты, регламентирующие процессуальную деятельность судей — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, существование которых свидетельствует о многоотраслевом характере правовой системы. Соответственно, произошла адаптация системы мер административного принуждения, гармонизированная с трансформацией административного законодательства и нормами Конституции Российской Федерации, закрепляющими административное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства. В рамках данного вида судопроизводства реализуется в том числе правосудие по делам об административных правонарушениях, где также применяются меры процессуального принуждения за процессуальные нарушения.