К вопросу о «единой системе публичной власти» в Российской Федерации (Часть 1)
Аннотация
В части 1 статьи анализируются научные взгляды и точки зрения исследователей на содержание понятия «публичная власть», ее отличительные признаки и конституционно-правовое содержание. Раскрываются конституционно-правовые основы и системы публичной власти в Российской Федерации. Сформулированы определение и признаки публичной власти как часть конституционной доктрины системы публичной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 07/2025 |
Страницы | 31-35 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-7-31-35 |
Законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» внесено 206 изменений в текст Конституции РФ. Одним из результатов конституционной реформы стало введение в конституционно-правовую доктрину категорий «публичная власть», «органы публичной власти» и «единая система публичной власти», что усилило институционализацию организационно-функционального единства публичной власти и создало правовые основания для ее успешного функционирования посредством фиксации изменений конституционной статусности местного самоуправления, что сместило акцент правового регулирования в сторону фактического системного взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти в «единой системе публичной власти» в Российской Федерации. Ранее в конституционной доктрине (ст. 12 Конституции РФ) был закреплен фундаментальный постулат демократии и развит в федеральном законодательстве — признание местного самоуправления как самостоятельной и независимой формы осуществления народовластия. Таким образом, институционализировался дуализм в системе публичной власти, выделяя два автономных уровня: государственную власть и местное самоуправление как независимая форма публичной власти, действующая от имени населения и на собственной организационно-правовой основе.
Принятая поправка установила (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ): «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Конституционная концепция местного самоуправления изменилась и фактически интегрируется в единую систему публичной власти, усиливая вертикаль управления, координацию, подотчетность и нормативное системное взаимодействие.
Среди факторов, побудивших принятие поправки, выделяются такие, как дублирование полномочий, неопределенность в распределении ответственности, слабая координация действий между уровнями публичной власти и другие. Это приводило к неэффективности государственного управления, формальным методам принятия решений, в том числе на государственном уровне, затруднению доступа населения к качественным государственным и муниципальным услугам. Для успешности федеративной системы государственного устройства важно согласование интересов разных уровней власти при сохранении целостности государства и баланса между централизацией, автономией субъектов и самостоятельностью местного самоуправления. Президент России неоднократно предлагал закрепить функциональное единство всех уровней публичной власти для устранения несогласованности между регионами и муниципалитетами и повышения эффективности местного самоуправления.
Конституционное закрепление единой системы публичной власти в России основывается на положениях о ее конституционном строе. Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1). Источником власти является многонациональный народ (ст. 3), что подчеркивает единство публичной власти. Суверенитет (ст. 4) распространяется на всю территорию, исключая фрагментацию. Федеративное устройство (ст. 5) основано на государственной целостности, единстве власти и разграничении полномочий (ст. 71–73, 76), обеспечивая согласованное управление. Принцип верховенства федерального законодательства гарантирует единообразие правового регулирования на всей территории страны, укрепляя правовое пространство и защищая права граждан, обеспечивая единообразие правового регулирования, укрепление правового пространства и защиту прав граждан на всей территории России. Таким образом, вышеуказанные конституционные нормы не только закладывают основы правовой структуры публичной власти, но и служат инструментами интегральных процессов, направленных на поддержание системной устойчивости Российской Федерации.