Дата публикации: 17.07.2025

К вопросу о «единой системе публичной власти» в Российской Федерации (Часть 1)

Аннотация

В части 1 статьи анализируются научные взгляды и точки зрения исследователей на содержание понятия «публичная власть», ее отличительные признаки и конституционно-правовое содержание. Раскрываются конституционно-правовые основы и системы публичной власти в Российской Федерации. Сформулированы определение и признаки публичной власти как часть конституционной доктрины системы публичной власти в Российской Федерации.




Законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» внесено 206 изменений в текст Конституции РФ. Одним из результатов конституционной реформы стало введение в конституционно-правовую доктрину категорий «публичная власть», «органы публичной власти» и «единая система публичной власти», что усилило институционализацию организационно-функционального единства публичной власти и создало правовые основания для ее успешного функционирования посредством фиксации изменений конституционной статусности местного самоуправления, что сместило акцент правового регулирования в сторону фактического системного взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти в «единой системе публичной власти» в Российской Федерации. Ранее в конституционной доктрине (ст. 12 Конституции РФ) был закреплен фундаментальный постулат демократии и развит в федеральном законодательстве — признание местного самоуправления как самостоятельной и независимой формы осуществления народовластия. Таким образом, институционализировался дуализм в системе публичной власти, выделяя два автономных уровня: государственную власть и местное самоуправление как независимая форма публичной власти, действующая от имени населения и на собственной организационно-правовой основе.

Принятая поправка установила (ч. 3 ст. 132 Конституции РФ): «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Конституционная концепция местного самоуправления изменилась и фактически интегрируется в единую систему публичной власти, усиливая вертикаль управления, координацию, подотчетность и нормативное системное взаимодействие.

Среди факторов, побудивших принятие поправки, выделяются такие, как дублирование полномочий, неопределенность в распределении ответственности, слабая координация действий между уровнями публичной власти и другие. Это приводило к неэффективности государственного управления, формальным методам принятия решений, в том числе на государственном уровне, затруднению доступа населения к качественным государственным и муниципальным услугам. Для успешности федеративной системы государственного устройства важно согласование интересов разных уровней власти при сохранении целостности государства и баланса между централизацией, автономией субъектов и самостоятельностью местного самоуправления. Президент России неоднократно предлагал закрепить функциональное единство всех уровней публичной власти для устранения несогласованности между регионами и муниципалитетами и повышения эффективности местного самоуправления.

Конституционное закрепление единой системы публичной власти в России основывается на положениях о ее конституционном строе. Россия демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1). Источником власти является многонациональный народ (ст. 3), что подчеркивает единство публичной власти. Суверенитет (ст. 4) распространяется на всю территорию, исключая фрагментацию. Федеративное устройство (ст. 5) основано на государственной целостности, единстве власти и разграничении полномочий (ст. 71–73, 76), обеспечивая согласованное управление. Принцип верховенства федерального законодательства гарантирует единообразие правового регулирования на всей территории страны, укрепляя правовое пространство и защищая права граждан, обеспечивая единообразие правового регулирования, укрепление правового пространства и защиту прав граждан на всей территории России. Таким образом, вышеуказанные конституционные нормы не только закладывают основы правовой структуры публичной власти, но и служат инструментами интегральных процессов, направленных на поддержание системной устойчивости Российской Федерации.

Список литературы

1. Кушхова Б.З. Публичная власть: субъектный состав и структура / Б.З. Кушхова // Юридические науки. 2015. № 1 (14). С. 84–88.
2. Югов А.А. Единая система публичной власти: понятие и общая характеристика / А.А. Югов // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 2. С. 16–22.
3. Чихладзе Л.Т. Положение органов местного самоуправления в единой системе публичной власти / Л.Т. Чихладзе, О.Ю. Ганина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2021. Т. 25. № 4. С. 750–767.
4. Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе / В.Е. Чиркин // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 2–15.
5. Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 3–13.
6. Чиркин В.Е. Публичная власть / В.Е. Чиркин. Москва : Юристъ, 2005. 174 с.
7. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я.
8. Туболев С.М. Местное самоуправление: ключевые события 2020–2023 гг. в контексте публично-властных отношений / С.М. Туболев // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 6 (119). С. 155–159.
9. Современные проблемы организации публичной власти : коллективная монография / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2014. 596 с.
10. Советов И.К. Публичная власть в России по Конституции 2020 года / И.К. Советов // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). С. 43–52.
11. Свинков И. Зачем муниципалитетам нужна стратегия социально-экономического развития и кто «завяжет узел» между государственным управлением и местным самоуправлением / И. Свинков // Стратегия 24. URL: <a href="https://strategy24.ru/rf/news/zachem-munitsipalitetam-nu" target="_blank">https://strategy24.ru/rf/news/zachem-munitsipalitetam-nu</a>
12. Рачинский В.В. Публичная власть как общеправовая категория : диссертация кандидата юридических наук / В.В. Рачинский. Уфа, 2003. 195 с.
13. Пилия Д.Э. Основные подходы к определению понятия «публичная власть» в публично-правовых (государственно-правовых) науках / Д.Э. Пилия // Lex Russica (Русский закон). 2023. Т. 76. № 5. С. 9–23.
14. Малютин Н.С. Публичная власть / Н.С. Малютин. Подготовлен для СПС «КонсультантПлюс», 2025.
15. Авакьян С.А. Публичная власть и представительство: организационные, социальные и персоналистские начала (конституционно-правовой взгляд) / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 20–30.
16. Кузин Д.А. Публичная власть в Российской Федерации: понятие, принципы / Д.А. Кузин // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 1 (57). С. 317–321.
17. Корсун К.И. Система единой публичной власти в Российской Федерации: конституционное толкование и реальная практика / К.И. Корсун // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2021. № 3 (44). С. 132–136.
18. Калашников Н. Свобода. Идеология. Власть: реальность и иллюзии / Н. Калашников. Москва : Книжный мир, 2021. 544 с.
19. Зуйков А.В. Конституционные ориентиры развития местного самоуправления в единой системе публичной власти / А.В. Зуйков // Государственная власть и местное самоуправление. 2025. № 2. С. 43–47.
20. Зенин С.С. Система публичной власти в Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию в условиях конституционной реформы / С.С. Зенин // Lex Russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 12. С. 42–53.
21. Засыпкин М.А. Единая система публичной власти: содержание и возможности взаимодействия / М.А. Засыпкин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 12. С. 127–131.
22. Диденко О.Н. Принцип единства публичной власти: сущность, уровни, формы взаимодействия / О.Н. Диденко, В.Д. Гаврилова // Право и практика. 2023. № 1. С. 35–40.
23. Григорян Л.А. Советы — органы власти и народного самоуправления / Л.А. Григорян. Москва : Юридическая литература, 1965. 235 с.
24. Бурла В.М. Конституционные ценности как научная категория: проблемы дефиниции, формализации, систематизации / В.М. Бурла // Актуальные проблемы российского права. 2024. Т. 19. № 3 (160). С. 11–26.
25. Белоусова Е.В. Муниципальная власть как разновидность публичной власти / Е.В. Белоусова // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. С. 52–56.
26. Авакьян С.А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития / С.А. Авакьян // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 4 (33). С. 7–13.
27. Авакьян С.А. Публичная власть: конституционно-правовые аспекты / С.А. Авакьян // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 2. С. 5–15.

Остальные статьи