Проблемы и перспективы правового регулирования обращения со строительными отходами в Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования обращения со строительными отходами в Российской Федерации на фоне стремительного роста их объемов и низкой доли переработки. Проанализированы данные официальной статистики, свидетельствующие об увеличении объема отходов строительства на 46,9% с 2018 по 2023 г., при этом переработке подвергается лишь 2,3% от общего объема. Основное внимание в данной статье уделено законопроекту, внесенному в Государственную Думу 2 декабря 2024 г., направленному на комплексное регулирование обращения с отходами строительства, сноса, капитального ремонта и благоустройства. Рассматриваются предлагаемые новеллы, включая расширение полномочий субъектов РФ, введение правовых механизмов учета и контроля, а также введение понятия строительных отходов. Обозначены правовые пробелы проекта, включая неопределенность терминов и отсутствие механизмов, связанных с переработкой отходов. Обосновывается необходимость включения в законодательство норм, стимулирующих переработку строительных отходов, в том числе через экономические инструменты и развитие инфраструктуры. Сделан вывод о потенциале законопроекта в формировании правовых основ экономики замкнутого цикла в строительной отрасли при условии устранения выявленных недостатков, включая пробелы в правовом регулировании обращения со строительными отходами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 07/2025 |
Страницы | 98-108 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-7-98-108 |
По последним открытым данным Росприроднадзора, ежегодный объем строительных отходов в России достигает 71 млн тонн, тогда как по данным Российского экологического оператора (РЭО) эта цифра уже приближается к 100 млн тонн. Если обратиться к государственному докладу «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2023 году», то можно отметить что с 2018 по 2023 г. объем отходов, образованных от строительной деятельности, вырос на 46,9% с 36 000 тонн до 67 791,7 тонн. При этом из всех этих отходов было переработано только 2,3%, а окончательное удаление составило только 13,1%.
Данная статистика демонстрирует крайне неэффективную систему управления строительными отходами, при которой большая часть строительных отходов, которая могла быть повторно использована, не перерабатывается. Согласно действующему правовому регулированию, региональный оператор осуществляет сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение только твердых коммунальных отходов, при этом строительные отходы не относятся к твердым коммунальным отходам, а соответственно, на региональном операторе не лежит обязанность по транспортировке и утилизации этих отходов. Также стоит отметить, что так как нет обязанности по созданию отдельных площадок под накопление строительных отходов они все вывозятся на площадки по накоплению твердых коммунальных отходов и фактически перемешиваются с ними, что затрудняет дальнейшую сортировку и переработку.
Для решения этих проблем 2 декабря 2024 г. группа сенаторов и депутатов внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает особенности обращения с отходами строительства, сноса, технического перевооружения и благоустройства (отходы строительства). Документом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», уточнив порядок сбора, переработки и утилизации строительных отходов. Законопроект предусматривает законодательное закрепление определения строительных отходов, а также введение понятия мобильных установок для обработки, утилизации и обезвреживания отходов.
Важной новеллой является введение понятия строительных отходов. До этого понятие строительных отходов давалось только в ГОСТ Росстандарта № 57678‑2017 от 19 сентября 2017 г. и ряда законов субъектов. Так, согласно данному ГОСТу строительные отходы — это отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций. Законопроект предлагает более широкое определение, согласно которому отходами строительства признаются отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам и образующиеся при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, включая сети и системы инженерно-технического обеспечения, при сборке, демонтаже некапитальных строений, сооружений, при проведении работ по благоустройству территорий, при техническом перевооружении производства, включая отходы грунтов.
Следует подчеркнуть, что предлагаемое определение строительных отходов охватывает все этапы жизненного цикла зданий и сооружений. Согласно техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, жизненный цикл объекта представляет собой совокупность последовательных стадий, включающих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство (включая консервацию), эксплуатацию (в том числе текущий ремонт), реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос здания или сооружения. В этой связи закрепляемое в законопроекте понятие строительных отходов отражает системный подход, в рамках которого обращение с отходами рассматривается как неотъемлемый элемент всех стадий жизненного цикла объектов капитального строительства — от их создания до сноса. Такой подход обеспечивает преемственность нормативного регулирования и способствует формированию целостной правовой модели обращения с отходами в строительной сфере.