Правовое регулирование применения технологии искусственного интеллекта при трудовом найме (анализ Регламента Европейского союза 2024/1689)
Аннотация
В статье анализируется новейшее законодательство в части регулирования применения систем искусственного интеллекта в сфере занятости и трудовых отношений в Европейском союзе. Особое внимание уделено положениям Регламента (ЕС) 2024/1689 Европейского парламента и Совета от 13 июня 2024 г., вступившего в силу с 1 августа 2024 г., устанавливающего гармонизированные правила в отношении искусственного интеллекта, в котором отражен рискориентированный подход к классификации систем искусственного интеллекта. Сопоставляются подходы к регулированию искусственного интеллекта в ЕС с концепциями применения искусственного интеллекта, характерными для США и КНР. Высказываются предложения по учету зарубежного опыта в регулировании использования систем искусственного интеллекта применительно к российскому законодательству.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 07/2025 |
Страницы | 85-97 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-7-85-97 |
Обращение к правовому регулированию искусственного интеллекта (далее — ИИ) на примере Европейского союза (далее — ЕС или Союз) полезно в плане изучения передового зарубежного опыта и сравнительного правоведения. Это объясняется тем, что европейская модель правового регулирования ИИ, сформировавшаяся за 2020–2024 гг., стала одной из трех основных моделей в мире, которые представлены КНР, США и ЕС. Последний не без оснований вправе претендовать на мировое лидерство в правовом регулировании ИИ, на что обращает внимание в своих статьях И.А. Филипова. При этом европейский подход является наиболее жестким в сравнении с концепциями регулирования ИИ в Китае и США, поскольку предполагает региональное (в отношении 27 государств-членов) и преимущественно централизованное регулирование многих аспектов применения ИИ, в том числе и в сфере занятости и трудовых отношений, на уровне как актов ЕС, так и национального законодательства государств-членов.
Особое внимание в настоящей статье уделим положениям Регламента (ЕС) 2024/1689 Европейского парламента и Совета от 13 июня 2024 г., вступившего в силу с 1 августа 2024 г., устанавливающего гармонизированные правила в отношении искусственного интеллекта и вносящего поправки в регламенты (ЕС) № 300/2008, (ЕС) № 167/2013, (ЕС) № 168/2013, (ЕС) 2018/858, (ЕС) 2018/1139 и (ЕС) 2019/2144 и директивы 2014/90/ЕС, (ЕС) 2016/797 и (ЕС) 2020/1828 (далее — Акт ЕС об ИИ или Регламент 2024/1689).
Заметим, что и до принятия Регламента 2024/1689 риски алгоритмических систем управления, связанные с обработкой информации с применением систем ИИ, были отражены в отдельных документах ЕС, в частности: в Белой книге Европейской комиссии по ИИ (2020 г.), в Европейской цифровой стратегии, одобренной в марте 2021 г., и в Программе политики цифрового десятилетия 2030, принятой Европейским парламентом и Советом в декабре 2022 г.
Как известно, регламенты ЕС, в отличие от директив, не требуют обязательной имплементации в национальное законодательство и регулируют соответствующие общественные отношения напрямую, в том числе и в отношении граждан и юридических лиц. Следовательно, регламенты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, распространяются на всех работодателей и работников, состоящих в трудовых отношениях на территории государств — членов ЕС.
Согласно абз. 2 преамбулы Акта ЕС об ИИ данный Регламент должен применяться в соответствии с ценностями ЕС, закрепленными в Хартии, способствуя защите физических лиц, предприятий, демократии, верховенства закона и охраны окружающей среды, одновременно стимулируя инновации и занятость, а также делая Союз лидером в области внедрения надежного ИИ. Как видим из толкования этого положения, принятием Регламента 2024/1689 ставится амбициозная цель достижения лидерства в регламентации ИИ, в том числе и в вопросах занятости.