Правовая сущность механизма передачи права пользования отходами недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы, обусловленной невозможностью предоставления в пользование отходов недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов, исходя из общего публично-правового механизма лицензирования. В ходе исследования было установлено, что механизм передачи права пользования включает первоначальное согласование условий пользования участком недр антропогенного происхождения, которое происходит в порядке, установленном для заключения сделки между собственником (публичным образованием) и хозяйствующим субъектом, а также последующую государственную регистрацию и выдачу лицензии. По результатам работы сформулирован вывод о гражданско-правовом характере действий по достижению соглашения относительно условий пользования участком недр и необходимости внесения дополнений в законодательство о недропользовании.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 07/2025 |
Страницы | 45-58 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-7-45-58 |
Приобретение права пользования отходами недропользования в целях добычи полезных ископаемых и полезных компонентов возможно в силу определенных юридических фактов, одним из которых выступает получение разрешения на право пользования участком недр антропогенного происхождения. В настоящее время в юридической литературе преобладающей точкой зрения является административно-правовой характер предоставления права пользования недрами со стороны публичного образования, обусловленный лицензированием данного вида деятельности. По мнению представителей соответствующего подхода, пользователи недр наделяются правами в одностороннем порядке путем государственно-правовых распоряжений в виде лицензии (ненормативного акта), что влечет за собой возникновение административных, публичных правоотношений по пользованию недрами, исключая их гражданско-правовой характер.
В правоприменительной практике при рассмотрении подавляющего большинства споров, возникающих в связи с осуществлением недропользования, учитывается позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации относительно того, что выводы судов о гражданско-правовой природе лицензионного соглашения не основаны на нормах законодательства. Данное решение было сформулировано безапелляционно, в отсутствие какого-либо обоснования и его правовой аргументации. В связи с этим судебные инстанции занимают неоднозначную и непоследовательную позицию по анализируемой проблеме, допуская смешение гражданско-правовых и административных фактов и возникающих на их основе правоотношений. При этом в решениях арбитражных судов применяется обоснование со ссылкой на ГК РФ и возможностью применения правовых предписаний о сделках и договорах при заключении лицензионного соглашения и в то же время формулируется вывод относительно административной природы условий пользования недрами и недопустимости применения гражданского законодательства. Так, в одном из принимаемых решений суд указал на невозможность расторжения лицензионного соглашения, аргументируя тем, что, исходя из ст. 451 ГК РФ в деле отсутствует подтверждение существенного изменения обстоятельств, образующих необходимую совокупность условий для досрочного расторжения данного соглашения. Однако в дальнейшем, принимая решение, суд указал, что лицензионное соглашение не является гражданско-правовым договором, в связи с тем, что выдача лицензии и гражданско-правовая сделка противоположны по своей природе.