Изъятия норм федерального законодательства при установлении экспериментального правового режима
Аннотация
В фокусе настоящей статьи — проблематика преобразований правовой действительности в рамках экспериментального нормотворчества. В частности, отмечается, что, по общему правилу, специальный порядок проведения эксперимента заключается в законодательных изъятиях либо видоизменении отдельных норм права. Выявляются исключения из правила: проведение экспериментов в рамках регулятивной песочницы Банка России и очерчиваются возникающие в ее деятельности проблемы с одновременным внесением предложений по их устранению. Определяются современные факторы экспериментального нормотворчества — новые технологии и общественные отношения. Делается вывод о том, что проблема защиты авторских прав проявляется как применительно к правовому статусу результатов интеллектуальной деятельности искусственного интеллекта, так и к нарушениям авторских прав в процессе машинного обучения систем искусственного интеллекта. В завершение приводятся предложения, направленные на минимизацию конфликта защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности при создании систем генеративного интеллекта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 07/2025 |
Страницы | 25-35 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-7-25-35 |
Последние несколько лет российская правотворческая практика характеризуется широким использованием экспериментального подхода в регулировании общественных отношений в связи с тем, что он обладает рядом конкурентных преимуществ по сравнению с традиционным законодательным процессом нормотворчества. Цифры говорят сами за себя: «с момента принятия Конституции Российской Федерации и по первую половину 2024 года было принято более 135 актов о проведении экспериментов в различных сферах».
Следует сказать, что само законодательное обрамление правовых экспериментов несколько отстает от практики их проведения. В частности, первые базовые нормы экспериментального нормотворчества были определены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательных требованиях) и Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее — Закон об ЭПР). Однако уже с 2018 г. для внедрения цифровых инноваций в финансовой сфере действовала регулятивная песочница Банка России.
Закрепленные данными законами понятия экспериментального правового режима (далее также — ЭПР) позволяют говорить о том, что существенной чертой экспериментального нормотворчества является необходимость при установлении экспериментального правового режима определить положения действующих нормативных правовых актов, от которых можно полностью либо частично отказаться либо видоизменить их.
Так, в соответствии со ст. 13 Закона об обязательных требованиях «экспериментальный правовой режим состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории, в том числе в полном или частичном отказе от применения определенной группой лиц или на определенной территории обязательных требований либо в отказе от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности».
Согласно п. 1 ст. 2 Закона об ЭПР «экспериментальный правовой режим — это применение в отношении участников экспериментального правового режима в течение определенного периода времени специального регулирования по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций». Такое специальное регулирование в силу п. 5 ст. 2 Закона об ЭПР отличается от общего и должно быть установлено программой экспериментального правового режима в отношении его участников.