Территориальное общественное самоуправление как субъект публично-поощрительных правоотношений
Аннотация
В статье рассматривается зависимость территориального общественного самоуправления от материального обеспечения и поощрения со стороны муниципальных образований. Определяется, что территориальное общественное самоуправление не входит в систему единой публичной власти, осуществляет общественную власть и в то же время является институтом гражданского общества. Однако, учитывая материальную зависимость от муниципальных образований, территориальное общественное самоуправление априори является уязвимым звеном в публично-поощрительных правоотношениях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 07/2025 |
Страницы | 61-66 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-7-61-66 |
Территориальное общественное самоуправление (далее — ТОС) как институт местного самоуправления представляет собой важную форму участия граждан в решении вопросов местного значения. В проводимой государством политике укрупнения муниципальных образований ТОС может восполнить отсутствие муниципальных органов управления в отдельных поселениях, взять на себя задачу решения некоторых вопросов местного значения.
Уникальность рассматриваемой формы самоуправления состоит в том, что она есть сочетание общественного характера деятельности с включением ее в систему местного самоуправления в качестве добровольно самоорганизующегося элемента. Это включение обусловлено и финансово-поощрительным характером взаимоотношений между ТОС и органами публичной власти.
В публично-поощрительных правоотношениях территориальное общественное самоуправление может быть поощряемым субъектом, а муниципальные образования, в свою очередь, поощряющими (награждающими) субъектами. При этом в публично-правовом аспекте муниципальные образования могут оказывать финансовую помощь только ТОС, имеющим статус юридического лица. Однако часть ТОС не имеют такого статуса, но их деятельность должна поощряться в силу значимости для расширения участия граждан в управлении местными делами. Для этого необходимы формы их поощрения внепубличного характера. Можно отметить, что это вопрос не только правового оформления, но и организационных решений, в которых должны участвовать и органы местного самоуправления.
Решение правовых и организационных вопросов участия ТОС в муниципальном управлении не исключает, а актуализирует поиск ответов на вопросы о сущности общественного самоуправления, побудительных мотивов участия жителей в самоуправлении, легальных способов поощрения различных форм самоуправления.
Имеющееся правовое регулирование территориального общественного самоуправления позволяет обозначить тесную связь органов публичной власти и общественных формирований, основанную на необходимости выполнения общих задач.