Влияние госпошлины на доступ граждан к правосудию
Аннотация
Данная работа направлена на рассмотрение взаимосвязи госпошлины и доступа граждан к правосудию. Данная тема является актуальной в свете последних законодательных изменений, внесенных в августе 2024 г. в налоговое законодательство в части повышения размера государственных пошлин. Появился вопрос о том, будет ли данная государственная мера являться препятствием для доступа к правосудию. В работе рассматриваются льготы, рассрочка и отсрочка государственной пошлины, которые могут являться рычагом уравновешивания фискальных интересов государства. При этом отмечается важность такого решения для судебной системы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 07/2025 |
Страницы | 56-60 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-7-56-60 |
Известно, что механизм оплаты различных видов государственных пошлин (далее — госпошлины) для подачи заявлений в суды регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) в ст. 333.19, а которую внесены дополнения и изменения Федеральным законом от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон № 259-ФЗ). Данный закон повысил госпошлину при подаче исковых заявлений в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, апелляционных жалоб, кассационных жалоб, в том числе в Верховный Суд РФ.
Очевидно, что вопрос о трансформации размера госпошлин достаточно давно возник в повестке дня в рамках юридической доктрины и практики. Однако принятие законодательных мер по увеличению госпошлин в разы разделило представителей юридической профессии на два условных лагеря. Есть те, кто считает это объективной необходимостью, и те, кто полагает, что подобные меры могут значительно повлиять на общий уровень доступности правосудия, прежде всего для граждан.
Следует обратить внимание на то, что доступность правосудия является одним из основных начал отечественного судопроизводства, поскольку «принцип доступности правосудия является фундаментом правового регулирования, т.е. принцип определяет норму, а не норма — принцип».
Доступность правосудия как базовое начало судопроизводства имеет широкий спектр действия и заключается в том, что доступ должен обеспечиваться не только на стадии возбуждения дела и в ходе самого судебного разбирательства, но и на досудебном этапе подачи искового заявления в суд. Вследствие этого увеличение госпошлины может повлиять на доступ правосудия на этапе подачи заявления в суд, особенно для граждан с низким доходом. Проще говоря, такие граждане, намеренные подать исковое заявление в суд, могут столкнуться с дополнительным обременением в виде невозможности оплаты госпошлины полностью или частично.
Представители Верховного Суда РФ транслируют, что увеличение госпошлин коснется в первую очередь исковых заявлений с достаточно большой ценой иска. Так, 90% всех исковых заявлений имущественного характера, поступающих в суды общей юрисдикции, являются иски до 100 тыс. руб., т.е. там, где наблюдается незначительное повышение государственной пошлины, а именно с 3,2 тыс. руб. до 4 тыс. руб. В то же время, поскольку достаточно большая цена имела одинаковый верхний предел в размере 60 тыс. руб., то изменения первостепенно затронут иски материального характера с высокой ценой иска.