О правовой природе коносамента в морских перевозках
Аннотация
В работе рассмотрена проблема определения и уточнения правовой природы коносамента как документа со множественным назначением. Установлено, что природа коносамента зависит от конкретных обстоятельств перевозки. Предложен подход, согласно которому в некоторых случаях коносамент может рассматриваться как часть договора перевозки либо субдоговор.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 07/2025 |
Страницы | 36-43 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-7-36-43 |
I. Исторический аспект
Истоком современных коносаментов можно назвать практику, распространенную в Средние века. Долгое время торговцы перевозили грузы на собственных плавательных средствах либо сопровождали товар лично. С появлением профессиональных перевозчиков возникла необходимость удостоверения факта получения груза на борту судна.
Первоначально на судно приглашался писец, который заполнял судовые учетные книги — они являлись публичным документом и пользовались абсолютным доверием. На основании сведений из таких книг можно было требовать возмещения ущерба, причиненного грузам. На смену писцам пришла практика выдачи квитанции, подтверждающей принятие судна к перевозке, — apodixia, которая считается старейшей формой коносамента.
С совершенствованием средств коммуникации стало возможным получение коносамента в порту выдачи раньше, чем прибудет судно с грузом. Это дало начало практике индоссирования коносамента и придало ему другую важную функцию — товарораспорядительный документ (ценная бумага).
Следующим этапом стало активное развитие линейного судоходства. В коносаменты начали включать различные условия, регулирующие перевозку. Таким образом, коносамент начал выполнять третью функцию — подтверждение заключения договора перевозки на определенных условиях.