Добросовестность в бюджетных правоотношениях: публично-правовая адаптация
Аннотация
В публикации исследуются особенности применения принципа добросовестности в рамках бюджетного права, отличающие упомянутый принцип от его реализации в гражданско-правовых отношениях. Анализируются различные модели поведения, демонстрирующие реализацию принципа добросовестности и показывающие специфичные признаки, свойственные ему в рамках бюджетных правоотношений. В работе предложена теоретическая классификация субъектов бюджетного права, отражающая их правовой статус и роль применительно к использованию бюджетных средств. Но основе проведенного исследования сделаны выводы об изменчивости и адаптивности принципа добросовестности, о его дуалистической природе, а также о специфическом свойстве проявления на трех разнородных уровнях взаимодействия различных субъектов бюджетного права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 07/2025 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-7-22-25 |
Современное бюджетное законодательство, равно как и потребности социума и государства в бюджетной сфере, характеризуются динамичностью и перманентным преобразованием. Научная доктрина, следуя за эволюцией нормативной базы и вызовами социально-экономической реальности, пребывает в состоянии непрерывного концептуального поиска новых смыслов и генерации правовых идей, которые, транслируясь в последующем в законодательство, формируют синергетический эффект теории и практики, что обусловливает поступательное развитие бюджетного права в целом.
В рамках доктринальных исследований неоднократно поднимался вопрос бюджетно-правового осмысления частноправовой по своему началу категории добросовестности и ее имплементации в систему принципов бюджетного права как элемента, обеспечивающего эффективность функционирования бюджетной системы и баланс публичных и частных интересов. Впервые указанная проблематика была поднята и в наибольшей степени исследована в работах профессора Н.А. Поветкиной, благодаря которой вопрос о допустимости и обоснованности интеграции принципа добросовестности в бюджетное право стал предметом последующих научных исследований.
При этом вопросы, связанные с отраслевой спецификой и механизмами реализации принципа добросовестности в рамках бюджетного права, остаются в крайней степени актуальными и требуют дальнейшей теоретической проработки.
В гражданском праве, являющемся частноправовой «вотчиной» принципа добросовестности, указанная категория приобретает «сквозной» характер и применяется ко всем участникам правоотношений. Будучи в наибольшей степени диспозитивными, гражданские правоотношения предоставляют субъектам значительную степень субъективной автономии и позволяют самостоятельно определять действия в рамках очерченных законом границ, а значит, и модель поведения — добросовестную или недобросовестную.
Бюджетное право, в отличие от гражданского, есть публичная подотрасль права, характеризующаяся преобладанием императивных норм, существенно ограничивающих дискреционные полномочия участников правоотношений. При этом определенные пределы субъективного усмотрения имеются также у субъектов в отраслях права публичного, в связи с чем соответствие критерию добросовестности остается необходимым требованием к участникам бюджетных правоотношений.