Международно-правовые санкции: к вопросу об их эффективности как инструмента регулирования современной экономики
Аннотация
В статье рассматриваются международно-правовые санкции как инструмент влияния на мировую экономику. Рассматриваются цели, методы применения и последствия применения санкций. Особое внимание уделяется эффективности санкций в контексте достижения политических и экономических целей. Рассматриваются примеры использования санкций в современных международных отношениях и насколько они соответствуют современному законодательству, как международному, так и региональному.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 07/2025 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-7-14-17 |
Применение международно-правовых санкций вызывает все больше вопросов в современной мировой экономике. Государства и международные организации используют санкции как инструмент влияния для достижения социальных, политических и экономических целей, как внутри отдельной страны, против которой они направлены, так и на международной арене, однако остается вопрос о законности их объявления.
В финансово-экономической сфере санкции направлены на ограничение или изменение экономической деятельности объектов санкционного давления, что может включать ограничения на торговлю, инвестиции, финансовые операции или использование технологий. Международно-правовые санкции в широком смысле стоит рассматривать как инструмент регулирования международных отношений; они используются для воздействия на государства, организации или отдельных лиц с целью обеспечения соблюдения норм международного права.
В соответствии со ст. 41 Устава ООН «меры, не связанные с применением вооруженных сил, включая полное или частичное прерывание экономических отношений, железнодорожных, санкциями признаются морские, воздушные, почтовые, телеграфные, радио- или иные средства связи, а также разрыв дипломатических отношений». Санкционный режим может быть введен на международном (Совет Безопасности ООН в соответствии с уставными документами) и региональном уровнях (Совет ЕС в соответствии со ст. 215 разд. IV Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС)). Содержание таких ограничительных мер может включать в себя полное или частичное сокращение или приостановку экономических и финансовых связей с одной или несколькими третьими странами в отношении физических и юридических лиц, а также отдельных общественных и/или неправительственных организаций.
Следует особо отметить подход к международно-правовым санкциям администрации США, которая агрессивно их применяет для реализации своих национальных интересов в отношении любой страны. При этом можно обнаружить две точки зрения на этот счет:
1. Правительственная, излагаемая в законодательных актах США. Например, Закон об управлении экспортом 1979 г. «Об экспортном контроле» наделяет президента полномочиями «регулировать экспортную деятельность по соображениям внешней политики и национальной безопасности». Допускается введение санкции против лиц, планирующих проводить активную инвестиционную политику в отношении энергетики Ирана на основе Закона о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, подотчетности и отчуждении активов от 2010 г.