Налог в системе общего блага
Аннотация
В статье автор, рассматривая сущности государства, права и налога, приходит к выводу, что данные категории не просто связаны между собой, но и являются закономерным элементом эволюции человеческого общества. В этой связи в большей степени налог является не атрибутом государства, обеспечивающим работу аппарата управления, а элементом достижения блага каждого отдельного индивида в допустимых для развития государства форматах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 07/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-7-2-6 |
Одним из важных качеств общества является организованность и упорядоченность образующих социальную жизнь отношений, что порождает объективную необходимость их социального регулирования. По мере развития общества в нем все более возрастает удельный вес социального, регулирование все более связывается с потребностью выражения и обеспечения социальной свободы и ответственности в поведении людей. Следовательно, в таком обществе наряду с повышением конкретности и определенности возрастает роль нормативного и в связи с этим абстрактного, всеобщего, того, что так или иначе относится к общественному сознанию.
Именно в свободе и воле должны корениться право и справедливость. Этот постулат Г.В.Ф. Гегеля необходимо иметь в виду при формировании законов государства, которое, как утверждал Платон, возникает, когда каждый из нас не может сам удовлетворить свои потребности, и закон ставит своей целью не благоденствие кого-то одного, но благо всего населения. Его учитель Сократ, согласно Ксенофонту, отмечал, что государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, и в мирное время благоденствует, и на войне неодолимо. Единодушие граждан есть величайшее благо для государства. Если граждане соблюдают законы, то государства достигают наибольшей силы и расцвета.
Социум является той средой, в которой человек не только может выжить, но и эволюционировать. Ч. Дарвин писал, что племя, где его члены готовы помогать друг другу и жертвовать собой ради общего блага, одержало бы победу над большинством других племен. По мнению ученого, человек является продуктом взаимодействия биологических и социальных факторов, поэтому социальные инстинкты человека являются условием его выживания. На подобное указывает П.И. Новгородцев, отмечая, что человек по природе своей есть существо общежительное.
Таким образом, человек, являясь социобиологическим видом, способен к развитию лишь в социуме, и, конечно, он нуждается в достойном уровне существования, что естественно и легко объяснимо. Это в конце концов привело человечество к точке образования общности высокого типа — государства.
Обеспечение через право гражданина (подданного) необходимыми социальными благами, поддержание и увеличение его благополучия и уровня жизни придает такому государству статус социального, особенностью которого является перераспределение общественных благ согласно принципам справедливости и социального равенства. Это универсальная характеристика, не подвластная времени.