Особенности конституционно-правового закрепления статуса высших органов исполнительной власти в Австралийском Союзе
Аннотация
Исполнительная власть является неотъемлемой частью государственного механизма любой страны вне зависимости от формы правления, именно эта ветвь власти осуществляет функции, без которых существование государства было бы немыслимым. Достаточно перечислить лишь несколько аспектов, подчеркивающих правильность такого утверждения: управление государством, реализация законов, охрана правопорядка и многие другие. Как следствие, концентрация таких существенных полномочий у одной ветви власти порождает риски злоупотреблений. В этой связи возникает вопрос: является ли конституционное закрепление правового статуса правительства необходимым условием для обеспечения принципа подотчетности исполнительной власти и стабильности ее функционирования. В Австралийском Союзе правовое регулирование исполнительной власти осуществляется не только на основе статутного права, но также на основе конвенционных соглашений, что не сказывается на ее эффективности. На примере изучения некоторых аспектов конституционного права Австралии автор доказывает, что государство может обеспечить необходимый баланс, позволяющий достичь эффективности в сфере управления государством, используя неписаное право.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 07/2025 |
Страницы | 50-53 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-7-50-53 |
Введение
Австралийский Союз на момент основания федеративного государства в 1901 г. находился под сильным влиянием Вестминстерской системы и ее конституционных традиций. Однако, в отличие от метрополии, Австралия приняла писаную Конституцию, поскольку объединявшиеся в союз самоуправляемые колонии, вступая в федеративные правоотношения, хотели сохранить за собой значительную степень самостоятельности, что нашло отражение в Основном Законе государства. Как отмечает в своих работах В.Е. Чиркин, всем федеративным государствам свойственно фиксировать элементы, определяющие основные характеристики союзного государства в высшем конституционном акте государства. Австралийский Союз подтвердил этот постулат, включив в Конституцию положения, закрепляющие принципы построения федерации, а именно нормы, определяющие взаимоотношения между Федерацией и штатами, а также систему и порядок деятельности высших конституирующих органов Федерации.
Вторая глава Конституции «Исполнительная власть» регламентирует основы правового статуса исполнительной власти, что тесно связано с колониальным прошлым Австралии. В соответствии со ст. 61 Конституции исполнительная власть сосредоточена в руках британского монарха, но в силу невозможности постоянного присутствия на территории Австралии его полномочия осуществляются представителем — Генерал-губернатором. Также упомянутая выше статья определяет сущность и основной вид деятельности исполнительной власти — исполнение и охрану Конституции и законов Австралийского Союза.
К конституционным полномочиям Генерал-губернатора относятся формирование и созыв высшего органа исполнительной власти — Федерального исполнительного совета, который в соответствии со ст. 62 Конституции подотчетен Генерал-губернатору. Целью создания Совета и его основным полномочием является консультирование Генерал-губернатора по вопросам управления Австралийским Союзом. Перед вступлением в должность члены Совета обязаны принести присягу, при этом Конституция устанавливает, что срок их полномочий определяется самим Генерал-губернатором.
Статья 63 Конституции тесно связана с установлениями ст. 61. Она уточняет роль Федерального исполнительного совета, фактически являясь конституционным подтверждением конвенционного соглашения, признаваемого Вестминстерской системой и регламентирующего функционирование исполнительной власти в Австралийском Союзе. Смысл этого положения заключается в том, что все полномочия, отнесенные к полномочиям «Генерал-губернатора в Совете», должны осуществляться только в соответствии с рекомендациями Федерального исполнительного совета.