Муниципальное процессуальное регулирование деятельности органов местного самоуправления
Аннотация
В настоящей статье обобщается многолетний опыт нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. При этом акцентируется внимание на муниципальных нормативных правовых актах, содержащих процессуальные нормы, предназначенные для обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Автор приходит к выводу, что внедренные в муниципальную практику правовые регуляторы деятельности органов местного самоуправления в полной мере могут быть использованы в процессе реализации ими Федерального закона от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», и высказывает предложения по совершенствованию муниципального нормотворчества на его основе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 07/2025 |
Страницы | 41-44 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-7-41-44 |
Нормотворчество органов местного самоуправления отличается повышенной активностью. По данным Министерства юстиции РФ, действующими являются более 9 млн муниципальных правовых актов. Все эти правовые акты включены в федеральный регистр, что позволяет утверждать об их обязательности для применения на территории соответствующих муниципальных образований.
Понятие муниципального правового акта раскрыто в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ). Под таковым понимается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления. Органы местного самоуправления и их должностные лица принимают решения по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий и иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования к их полномочиям.
В названном Федеральном законе выделяются два вида муниципальных правовых актов — нормативные и индивидуальные. Общеобязательной регулятивной силой обладают муниципальные нормативные правовые акты. Они документально оформляются, обязательны для исполнения на территории соответствующих муниципальных образований, состоят из материальных и процессуальных норм. Материальные нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления, процессуальные закрепляют процедуры, которые ими реализуются для их исполнения. Такое содержание муниципальных нормативных правовых актов позволяет их характеризовать в качестве правовых актов, предназначенных как для закрепления компетенции органов местного самоуправления, так и для процессуального обеспечения их деятельности.
В Федеральном законе от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Федеральный закон от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ) отсутствует определение понятия «муниципальный правовой акт». В то же время имеется глава «Муниципальные правовые акты», в статьях которой определены система муниципальных правовых актов, их предназначение и особенности. По своему содержанию эта глава в основном совпадает с содержанием гл. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Такая преемственность является основанием для ориентации на сложившуюся за время действия указанного закона нормативную практику деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, накопленный более чем 20-летний опыт муниципального нормотворчества позволяет определить перспективу такой деятельности на период действия нового закона.
В Федеральном законе от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ, как и в ранее действовавшем законе, приоритетное значение имеет устав муниципального образования. Особым статусом уставов муниципальных образований обусловлено повышенное внимание к этим актам со стороны ученых. Так, например, Н.С. Бондарь считает, что устав муниципального образования обладает «характеристиками местной (муниципальной) конституции и является основным законом жизни городских и сельских поселений». Между тем, в отличие от конституционных актов, уставы муниципальных образований являются подзаконными актами. Они должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам), законам субъектов РФ и подлежат государственной регистрации. Следовательно, такую оценку муниципальных уставов вряд ли можно считать обоснованной.