Дата публикации: 24.07.2025

О правовом регулировании обеспечения безопасности

Аннотация

В настоящем исследовании автор акцентирует внимание на синопсисе конституционных предписаний, носящих контекст «безопасности». Исследуется структура федеральных органов исполнительной власти, которые напрямую связаны с вопросами обеспечения безопасности.




Проблемам безопасности всегда уделялось пристальное внимание. Обеспечение соответствующего вида безопасности осуществляется значительным перечнем государственных органов, органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящем исследовании проводится анализ российского законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения государственными органами соответствующего вида безопасности.

Частью 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации (далее по тексту — Конституция), как составляющей основы конституционного строя, предусмотрен запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства (выделено нами. — В.Ш.).

В ч. 3 ст. 55 Конституции речь идет об обеспечении безопасности государства, когда это необходимо для ограничения прав и свобод человека и гражданина на основании принятого федерального закона. Указанная норма отлична от предписаний ст. 56 Конституции, предусматривающих вопросы обеспечения безопасности граждан в условиях чрезвычайного положения, и когда ограничение прав и свобод возможно только в соответствии с федеральным конституционным законом.

Известно, что в 2022 г. на территориях ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей введен режим военного положения, при этом никакого федерального закона об ограничении прав и свобод принято не было, хотя в Конституции сделан акцент на принятии такого закона. В сравнении со ст. 56 Конституции, где речь идет о принятии федерального конституционного закона при ограничении отдельных прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, ст. 55 Конституции ставит граждан в затруднительное положение и создает предпосылки к нарушению их прав и свобод. Для того чтобы этого не происходило, требуется корректировка ст. 55 Конституции, вместе с тем изменения в гл. 2 Основного Закона страны возможны при определенных обстоятельствах и условиях, существование которых не обосновано. Следовательно, к примеру, должностные лица войск национальной гвардии и полиции при обеспечении режима военного положения должны внимательно подходить к ограничению прав и свобод человека и гражданина, не допускать нарушений законности.

Список литературы

1. Геополитика / авторы-составители: В.А. Баришполец [и др.]. Москва : ТЕРРА — Книжный клуб, 2002. 623 с.
2. Кристалинский Л.Б. Эволюция политической теории гражданского общества: критический аспект / Л.Б. Кристалинский, С.В. Баранов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2014. Т. 8. С. 65–72.
3. Политическая энциклопедия. В 2 томах. Т. 1. А — М / председатель научно-редакционного совета Г.Ю. Семигин ; руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин. Москва : Мысль, 1999. 750 с.
4. Шашурина Г.В. Понятие и сущность системы внутренней безопасности : лекция / Г.В. Шашурина. Москва, 2001.

Остальные статьи