Профсоюзы как институт гражданского общества и один из инструментов защиты коллективных трудовых прав работников в условиях формирования концепции «Сервисное государство 2.0»
Аннотация
Статья посвящена изучению вопросов реформирования системы государственного и муниципального управления посредством реализации концепции сервисного государства. В качестве предмета исследования выбрано положение профсоюзов как старейшего института гражданского общества и одного из инструментов защиты коллективных трудовых прав работников в условиях формирования концепции «Сервисное государство 2.0». Автором определена сущность концепции сервисного государства в России и за рубежом. В основу для сравнительного анализа положен опыт реализации концепции сервисного государства в Германии и Великобритании. Установлено, что сервисность является чертой современного социального государства и обеспечивается за счет внедрения цифровых технологий в процесс взаимодействия граждан, институтов гражданского общества и органов государственной власти и местного самоуправления. Приведены примеры цифровизации профсоюзов как института гражданского общества и инструмента защиты коллективных трудовых прав работников. В результате проведенного исследования сделан вывод о необходимости конституализации сервисности государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 07/2025 |
Страницы | 27-31 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-7-27-31 |
В условиях динамичного развития общественных отношений неизбежно усиливается значение государственного и муниципального управления, не только представляющего собой механизм реализации властных полномочий внутри государства, но и призванного обеспечить стабильность государственной и муниципальной политики, напрямую влияющей на жизнь и неизбежную модернизацию общества. Стремительное реформирование системы государственного и муниципального управления — это не тенденция последних лет, а закономерный процесс, который, как верно отмечает С.Э. Мартынова, начался за рубежом еще во второй половине XX в. и за это время приобрел интернациональный характер.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что изменения в системе государственного и муниципального управления затронули практически все развитые и развивающиеся государства, включая Россию. Своеобразным базисом таких изменений стала концепция сервисного государства, получившая право на жизнь, согласно зарубежным и российским исследованиям, в конце 90-х годов XX в. Однако единого подхода к пониманию сущности данной концепции не было.
По мнению известного специалиста по информационному праву профессора И.Л. Бачило, сервисное государство является в некоторой степени проявлением социального государства, когда сервисность выступает в качестве одной из черт государственного и муниципального управления, действующего в рамках социального государства. Это объясняется тем, что, прежде всего, государство является социальным, а уже затем сервисным, и само понятие сервиса означает не основу такого государства, а одно из направлений его деятельности, поскольку предоставление услуг — это лишь одна из функций государственных и муниципальных органов, а не их предназначение.
Аналогичной позиции относительно «функциональной» природы сервисности государства придерживалась в 2011 г. Э.С. Набиуллина. Но в ее докладе, как было верно отмечено А.С. Фалиной, в отличие от результатов исследования И.Л. Бачило, данному направлению реформирования государственного и муниципального управления в России было отведено первостепенное значение.
В то же время О.В. Романовская называет сервисное государство «особой политической формой организации публичной власти», тем самым определяя значение сервисности через уникальный функционал аппарата управления, предназначенный для оказания публичных услуг гражданам в целях надлежащего обеспечения их прав и свобод.