Приостановление производства по уголовному делу в связи с заключением контракта о прохождении военной службы (п. 3.1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ)
Аннотация
Актуализируется проблема наличия неопределенностей в законах, регулирующих освобождение от уголовной ответственности обвиняемых, заключивших контракт на прохождение военной службы в период проведения специальной военной операции в условиях действия Федерального конституционного закона «О военном положении» на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей1 и Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Задача исследования: внести определенность и ясность относительно наличия/отсутствия у следователя обязанности удовлетворить ходатайство командования воинской части о приостановлении предварительного следствия в связи с заключением контракта о прохождении военной службы в ситуации, когда обвиняемый не признает предъявленное обвинение, но при этом согласен участвовать в боевых действиях. Системный подход в исследовании в заключении позволил аргументировать вывод: при поступлении ходатайства о приостановлении производства по уголовному делу в рамках ведомственного взаимодействия с воинской частью следователь вправе согласовывать вопрос о нецелесообразности приостанавливать производство в ситуации предъявленного обвинения и отказа лица признать виновность.
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 04/2025 |
Страницы | 41-44 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-4-41-44 |
Реализация законов о прекращении уголовного преследования, освобождения от уголовной ответственности неразрывно связана с необходимостью тесного взаимодействия органов расследования с командованием воинских частей. На обязательность организовать взаимодействие указывает Федеральный закон № 64 от 23 марта 2024 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
До начала специальной военной операции взаимодействие осуществлялось на информационном уровне и в одностороннем порядке: органы внутренних дел информировали комиссариаты. Территориальные органы направляли в комиссариаты сведения о гражданах, снявшихся с регистрационного учета и, наоборот, вставших на учет при прибытии из иной территории проживания. Органы внутренних дел информировали комиссариаты по каждому случаю выявления лиц, которые не состояли на воинском учете, но должны были в добровольном порядке встать на учет в соответствии с законом.
Информирование (взаимодействие) осуществлялось и осуществляется в настоящее время (только в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия с Министерством обороны Российской Федерации). Информация направляется и в случаях возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица и уголовного преследования, а также по окончании расследования (в том числе если уголовное дело прекращено). Суды также информируют военные комиссариаты о лицах, в отношении которых завершено рассмотрение уголовного дела и принято итоговое решение (приговор или постановление).
На современном этапе формы взаимодействия расширены. В уголовном судопроизводстве допускается взаимодействие военных частей с органами, осуществляющими предварительное расследование (следствие или дознание) в период расследования. Такая форма взаимодействия возможна только в ограниченные периоды, а именно в период военного положения или в военное время. Содержание взаимодействия заключается в возможности командования воинской части влиять на предварительное следствие. Так, в соответствии с ч. 9 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) командование воинской части вправе обратиться к следователю с ходатайством приостановить процесс по сбору обвинительных доказательств (уголовное преследование) в связи с заключением контракта с обвиняемым о прохождении военной службы и участия в боевых действиях. На основании этого ходатайства следователь приостанавливает производство на период, указанный в контракте о прохождении военной службы (п. 3.1 ч. 1 и ч. 9 ст. 208 УПК РФ).
Установивший такое право обращения воинской части к следователю закон действует немногим более года. Поэтому практика реализации норм вызывает ряд вопросов, однозначные ответы на которые еще не выработаны. Так, употребляемый в ч. 9 ст. 208 УПК РФ термин «ходатайство» в смысловом содержании подразумевает «адресовать просьбу», призвать к чему-либо, привлечь внимание. При таком грамматическом подходе достаточно сложно однозначно определить взаимообязывающую связь «ходатайства» с другим термином — «обязанность исполнить просьбу». Применительно к уголовно-процессуальному институту приостановления производства по уголовному делу неопределенность возникает при обращении (просьбе) воинской части к следователю о приостановлении производства по уголовному делу. Обязан ли следователь выполнить просьбу и приостановить производство или здесь допускается дискреционный подход? На этот вопрос четкого ответа законодатель не дает.