Уголовно-правовое воздействие на военнослужащих и иных лиц в особых условиях ведения боевых действий: исторический опыт и современное применение
Аннотация
Статья посвящена анализу отдельных аспектов уголовно-правового воздействия в отношении военнослужащих и иных лиц в исторической ретроспективе и в современных условиях. Анализируется, прежде всего, период Великой Отечественной войны, когда уголовно-правовая политика государства была нацелена в первую очередь на комплектование армии, поддержание ее боеготовности и боеспособности, укрепление воинской дисциплины и обеспечение военной безопасности и обороны страны. Отмечается, что данные вопросы и связанные с ними проблемы сегодня вновь обретают актуальность в связи с участием Российской Федерации в боевых действиях и проведением специальной военной операции на территории Украины. В связи с этим опыт советского законодателя по обеспечению воинской дисциплины и воинского правопорядка, наработанный в период Великой Отечественной войны, представляет сегодня особый интерес для российского законодателя.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 04/2025 |
Страницы | 36-40 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-4-36-40 |
Сегодня в новых и трансформирующихся условиях многие аспекты истории государства и права периода Великой Отечественной войны 1941–1945 годов вновь обретают актуальность и требуют обстоятельного и всестороннего анализа. Особый интерес представляют вопросы военно-уголовного законодательства военного времени, прежде всего, такой характерный для этого периода институт, как уголовно-правовое воздействие в отношении военнослужащих и иных лиц в особых условиях военного времени. Сегодня в связи с проведением Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины необходимо комплексное историко-правовое исследование данной проблематики.
22 июня 1941 г. в связи с началом Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», и в стране было объявлено военное положение. Особые условия потребовали изменений механизма государственного и военного управления, создания новых организационно-правовых форм деятельности, укрепления государственной дисциплины и общественного порядка, мобилизации всех сил и ресурсов государства и общества. Соответственно, количественно и качественно изменилась вся система государственного управления, началась перестройка государства и всех государственных органов и институтов на военный лад в целях обеспечения обороноспособности и боеготовности страны. Весь функционал по управлению делами общества и государства передавался чрезвычайным органам военного управления — военным советам, которые наделялись весьма широкими полномочиями в целях обеспечения режима военного положения.
Уголовно-правовое воздействие также осуществлялось в соответствии с обстановкой военного времени. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, в соответствии с которым учреждались также специальные чрезвычайные судебные органы — военные трибуналы, к подсудности которых относились уголовные дела в отношении и военнослужащих, и гражданских лиц, совершивших преступления на соответствующей территории. При этом вопросы подсудности уголовных дел между различными категориями военных трибуналов регулировались в ведомственном порядке приказами Наркомюста СССР и Прокурора СССР.
Военное время диктовало не только усиление уголовной ответственности лиц, виновных в преступлениях ввиду их повышенной общественной опасности, но и необходимость неприменения наказания к тем преступникам, которым можно было доверить защиту отечества с оружием в руках. Поэтому суды широко применяли отсрочку исполнения приговора с отправкой на фронт.
Возможность принятия таких решений была обеспечена еще Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1928 г. «О дополнении и изменении Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре». Были введены положения ст. 19.2 Основ уголовного законодательства СССР 1924 г. и прим. 2 к ст. 28 УК РСФСР 1926 г.