Правосубъектность органа публичной власти в структуре органов военного управления
Аннотация
В статье раскрываются применительно к Министерству обороны РФ основные положения теории правосубъектности органа публичной власти, разрабатываемой на основе постклассической теории права и государства. Целью статьи является выделение общего и особенного в правосубъектности конкретного органа государства. Научной значимостью обладает вывод о роли правосубъектности для функционирования военного ведомства. Практическую значимость имеют отмеченные в статье способы правового регулирования правосубъектности. Проведенное исследование позволило прийти к выводам: правосубъектность в обобщенной форме отражает возможности, свойства и качества министерства, среди которых наличие властных полномочий при осуществлении функции организации обороны, возможности публично-правового аспекта правосубъектности Минобороны России преобладают над возможностями ее частноправового аспекта.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 04/2025 |
Страницы | 16-19 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-4-16-19 |
Правовое регулирование управления военным ведомством включает определение статуса различных органов и субъектов права, между которыми создается определенная структура , в нормативных правовых актах отсутствуют положения о признании управления военным ведомством системой. Объяснение причин наделения отдельных органов правосубъектностью имеет значение для правоприменения, так как позволяет определить возможность участия их в конкретных группах отношений (административных, бюджетных, гражданских и др.). Для этого важно знать правовую природу, состав, признаки понятия «правосубъектность».
Это понятие в отечественном законодательстве не применяется, но в иностранных правопорядках используется более столетия. Оно стало использоваться учеными Германии с конца XIX в. для характеристики органов государства в публичным праве. В России понятие активно исследовалось с 40-х годов XX в., разработка сущности и состава правосубъектности органа государства происходила под влиянием изменения форм реализации государственной власти, функций государства, расширения его участия в общественных отношениях, что было обусловлено инновациями четвертого технологического уклада (1930–1990-е годы), переходом к модели правового государства. Правосубъектность относится к числу наиболее общих категорий науки.
Хотя правосубъектность исследуется продолжительное время, остаются нерешенными теоретические вопросы, связанные с установлением ее природы, содержания и соотношения с другими понятиями . С позиции постклассической теории права природа правосубъектности органа государства определяется как правовой конструкт, который не имеет социального содержания, но включает в себя правовые формы — право-, дее-, деликтоспособность, — отражающие разную правовую связь органа государства с правопорядком и характеризующие его возможности, способности и качества как субъекта права в абстрактной форме. Для правоспособности качество этой правовой связи передает категория «возможность»; для дееспособности — «действительность». Правосубъектность служит основой для формирования правового статуса органа государства и его компетенции.
На сконструированность понятия правосубъектности органа государства указывают определение учеными набора признаков (нормирование свойств и качеств субъекта), элементов его состава, подходы доктрины к раскрытию сущности правосубъектности через разные категории: «возможность», «способность», «качество», которые выделяют разные черты субъекта права. Их важно учитывать при определении правосубъектности Минобороны России.