Дата публикации: 17.07.2025

К вопросу о правовом регулировании функционирования военно-промышленного комплекса в государствах — участниках СНГ

Аннотация

В любом развитом государстве, обеспечивающем свой суверенитет, создание основ стабильной, систематизированной, правовой, экономической, социальной, а также научной и научно-технической кадровой политики и осуществление программ вооружения страны, а также реализация военно-технических притязательных программ требуют соответствующего правового регулирования. В статье представлен опыт законодательного регулирования военно-промышленной политики на примере Республики Армения, где на уровне закона страны регламентированы цели, принципы и задачи военно-промышленной политики, отношения, возникающие между государственными и другими органами и организациями, включенными в военно-промышленный комплекс, порядок формирования и размещения государственного заказа для военных нужд, методология регулирования цен товаров, работ, услуг. Материал представляет интерес для российского законодателя в области военно-промышленной политики Российской Федерации и функционирования оборонно-промышленного комплекса.




Проведение специальной военной операции в отношении сопредельного государства с целью его демилитаризации и денацификации достаточно остро поставило вопрос об эффективности функционирования оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) нашей страны, о его способности в условиях сложившейся экономической модели развития страны обеспечить решение стоящих перед ним задач. Анализ законодательства Российской Федерации в области функционировании ОПК свидетельствует о его фрагментарности, рассредоточенности норм, регламентирующих деятельность ОПК, по различным нормативным правовым актам — как законодательным, так и подзаконным. Так, например, Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» содержит гл. 4 «Особенности промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе», определяющую формирование и реализацию промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе (ст. 21); особенности применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в оборонно-промышленном комплексе (ст. 22). Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 425-8 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

В связи с этим теоретический и практический интерес представляет анализ имеющихся в зарубежных государствах подходов к регламентации деятельности ОПК с целью выявления положительного опыта и его использования в российских условиях. Сравнительно-правовой метод достаточно долго и продуктивно используется в правовых исследованиях, отмечает С.В. Бошно, и его использование в анализе национальных законодательств вполне уместно. Данные вопросы затрагиваются в ходе проведения научно-представительских мероприятий, так как они непосредственно связаны с обеспечением национальной и государственной безопасности нашей страны, однако потребности практики требуют объединенных усилий для совершенствования нормативно-правового обеспечения функционирования российского ОПК. Развитие законодательства в области ОПК важно для оптимальной реализации приоритетных направлений для проектов по обеспечению технологического суверенитета экономики Российской Федерации. Также рассмотрение данных вопросов важно для развития методологии административно-правового регулирования в сфере экономики, о чем говорит Л.Н. Сморчкова.

Обращаясь к законодательству государств — участников СНГ, можно сделать вывод о том, что вопросы функционирования их национальных ОПК также законодательно регламентированы и для законодательств большинства государств СНГ характерна схожая проблема — фрагментированность законодательства, отсутствие единого законодательного акта, который бы регулировал функционирование ОПК. Преимущественно в рамках самостоятельных законов урегулированы вопросы государственного оборонного заказа. Так, например, в Российской Федерации действует Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», в Республике Таджикистан — Закон Республики Таджикистан от 13 декабря 1997 г. № 521 «О государственном оборонном заказе».

Законодатель Беларуси совместил в одном законе и вопросы государственной программы вооружения, и вопросы государственного оборонного заказа; законодатель Казахстана — вопросы оборонной промышленности и государственного оборонного заказа.

Список литературы

1. Бошно С.В. Сравнительно-правовой метод в исследовании правовой доктрины / С.В. Бошно // Право и современные государства. 2021. № 2–3. С. 44–59.
2. Виноградова Е.В. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки административного права и административного процесса («Лазаревские чтения — 2022») / Е.В. Виноградова, М.Н. Кобзарь-Фролова // Административное право и процесс. 2022
3. Редкоус В.М. О приоритетных направлениях для проектов по обеспечению технологического суверенитета экономики Российской Федерации / В.М. Редкоус // Источники частного и публичного права : материалы XII ежегодной Международной научно-практической конференц
4. Сморчкова Л.Н. Административно-правовое регулирование участия Российской Федерации в экономической деятельности / Л.Н. Сморчкова // Современное право. 2024. № 2. С. 27–31.
5. Сморчкова Л.Н. К вопросу о методологии административно-правового регулирования в сфере экономики / Л.Н. Сморчкова // Административное право и процесс. 2024. № 6. С. 15–18.
6. Туганов Ю.Н. Правовое обеспечение национальной безопасности : учебное пособие / Ю.Н. Туганов [и др.]. 2-е изд., пер. и доп. Москва : Юрайт, 2023. 180 с.

Остальные статьи