Концепция совершенствования производства по делам о привлечении к административной ответственности, осуществляемого мировыми судьями
Аннотация
Вопросы судебной нагрузки по делам об административных правонарушениях и цифровая трансформация указывают на необходимость модернизации производства по делам о привлечении к административной ответственности. Совершенствование производства должно быть связано с пересмотром компетенции судей, внедрением упрощенного порядка производства по отдельным категориям дел и использованием современных информационно-коммуникационных технологий в судопроизводстве.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 07/2025 |
Страницы | 67-71 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-7-67-71 |
Исследование вопросов совершенствования судопроизводства в условиях цифровизации государственного управления и международных стандартов, недостаточности интеграции российской судебной системы в процессы цифровой трансформации является необходимым для повышения эффективности правосудия. На сегодняшний день возможна модернизация производства с учетом опыта внедрения механизмов упрощенных форм судопроизводства по определенным категориям дел и в условиях общей задачи по снижению судебной нагрузки. Разработка общей концепции совершенствования производства позволит учесть текущее состояние производства, сохранить имеющиеся гарантии судебной защиты, ранее сделанные инвестиции в области информатизации судов, обеспечить целостность и комплексность подходов. Определение целей, направлений, основных задач и структуры производства послужит обоснованием для предложений по изменению компетенции мировых судей, введению упрощенного порядка производства и внедрению единой реестровой модели производств по применению мер принуждения, в том числе административного.
В настоящее время реализация Концепции информационной политики на 2020–2030 годы, одобренной Советом судей Российской Федерации 5 декабря 2019 г., построение цифровой экономики и регулирование в этой сфере направлены на формирование цифровой среды, использование информационных технологий для осуществления в том числе правоприменительной деятельности как составляющей государственного управления.
Для сопровождения производства по делам о привлечении к административной ответственности мировые судьи используют информационные системы и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе ПИ «АМИРС» ГАС «Правосудие»; систему автоматизированного протоколирования судебных заседаний; комплекс видео-конференц-связи; официальные сайты мировых судей, которые обеспечивают производство и служат средствами для обеспечения доступа к информации о деятельности судов.
В 2024 г. рассмотрено 5 953 493 дела о привлечении к административной ответственности, из них с использованием ВКС — 48338 (0,8%), отдельные показатели по количеству рассмотренных дел мировыми судьями или отказов в удовлетворении ходатайств о ВКС не предусмотрены. Официальные сайты органов государственной власти субъектов РФ позволяют говорить, что такой показатель находится на уровне не менее 70–80% дел, а показатель оснащения судебных участков комплексами видео-конференц-связи не высок, в связи с чем такие отказы на практике встречаются по причине отсутствия технической возможности. Из общего числа рассмотренных дел по 121 715 делам поданы жалобы на итоговый судебный акт, что составляет 2% (в 2023 г. он был на уровне 1,45%), что указывает на отсутствие в подавляющем большинстве каких-либо возражений относительно принятого итогового правоприменительного судебного акта по делам о привлечении к административной ответственности.
Статистические данные указывают на значительное количество данной категории дел, разрешаемых судами по первой инстанции, низкий процент обжалования решений и минимальное использование дистанционного формата в ходе разбирательства по данным категориям дел, в связи с чем упрощение производства по данным категориям дел — логичный шаг для снижения затрат бюджетных средств и судебной нагрузки, перевод в электронный формат производства как способ улучшения правоприменительной деятельности в сфере административной ответственности и взаимодействия как процессуального, так и информационного между различными правоприменителями, в том числе внесудебными органами и должностными лицами.