Проблемы и перспективы развития административной ответственности за совершение правонарушений в сфере высшего образования
Аннотация
Работа посвящена исследованию оснований привлечения к административной ответственности в сфере высшего образования. Автор приходит к выводу о недостаточном развитии системы административных мер принуждения в сфере высшего образования. В статье выявлены проблемы неточности понятийного аппарата, описывающего составы правонарушений в сфере высшего образования, отмечена неполнота субъектного состава возможных правонарушителей в этой сфере. Автором предложены пути развития административной ответственности в сфере высшего образования в целях обеспечения реализации права граждан на качественное высшее образование, направленные на совершенствование конструкций формулировок составов правонарушений, реализацию публичной ответственности государственных органов, организующих оказание государственных услуг в сфере высшего образования, создание эффективной разветвленной системы применения административных мер к участникам образовательных правоотношений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 07/2025 |
Страницы | 63-66 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-7-63-66 |
В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2023 и 2024 гг. подчеркивалась необходимость перехода на новую систему качественного высшего образования. В этой связи особую актуальность приобретает исследование возможности использования инструментов административно-правового принуждения для решения этой задачи.
Вопросами исследования проблем образовательной административной ответственности в целом занимались Д.Н. Бахрах, С.В. Барабанова, С.А. Баранова, К.В. Давыдов, В.В. Спасская и др. Вместе с тем анализу административных правонарушений в сфере именно высшего образования с учетом его специфики уделено мало внимания.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) предусматривает ответственность вуза за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции. Соответствующие составы правонарушений были впервые введены в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) в виде двух статей: 5.57 и 19.30 в 2009 г. в связи со значительным увеличением количества нарушений прав граждан в сфере образования, в том числе связанных с умышленным нарушением установленных требований к качеству образования и ограниченными полномочиями контрольно-надзорного органа.
Одновременно Рособрнадзор получил право возбуждать дела об административных правонарушениях по статьям главы XIX КоАП РФ, связанных с реализацией общих полномочий контрольно-надзорных органов по применению мер административного принуждения в случаях невыполнения законных требований (предписаний) контрольно-надзорного органа или воспрепятствования его деятельности в ходе проверок.
Впоследствии к компетенции Рособрнадзора было отнесено право возбуждать дела об административных правонарушениях по другим статьям КоАП РФ, связанным с непредоставлением различных сведений в государственные органы (ч. 2 ст. 18.19, ст. 19.30.2, ч. 8 и 9 ст. 19.34).