Историко-правовые основы формирования правового регулирования вынужденной миграции в Российской Федерации
Аннотация
В статье исследованы историко-правовые аспекты формирования правового регулирования вынужденной миграции в Российской Федерации, включая эволюцию понятия «беженец» в различных редакциях законов, начиная с момента принятия Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» и заканчивая современным периодом управления и регулирования миграционными процессами. Особое внимание уделено соотношению отечественного и международного подходов к определению понятия «беженец», а также проблемам правоприменения.
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 07/2025 |
Страницы | 15-17 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-7-15-17 |
Вынужденная миграция как политико-правовая и социальная категория представляет собой достаточно распространенное явление. Обычно базовым правовым статусом, предоставляемым вынужденным мигрантам, является статус беженца. Стоит отметить, что правовое регулирование и основания предоставления статуса беженца значительно отличаются в различных государствах даже несмотря на то, что имеют общую международно-правовую основу. Речь здесь идет о Конвенции о статусе беженца 1951 г. и протокола, касающегося статуса беженцев, от 1967 г.
В научной литературе вынужденная миграция как категория закрепилась достаточно давно, хотя в международной практике возникают вопросы относительно выделения вынужденных мигрантов в качестве самостоятельного правового статуса, поскольку это бы дублировало существующие правовые конструкции.
К вынужденной миграции автор относит категорию беженцев, категорию лиц, получивших временное убежище, категорию лиц, получивших политическое убежище, которые наиболее соответствуют ее содержанию по своим ключевым признакам и особенностям.
Так, в соответствии с законом Российской Федерации о беженцах в изначальной редакции (от 19.02.1993) беженцем, согласно ст. 1, являлось лицо как «прибывшее», так и «желающее прибыть» на территорию Российской Федерации, при этом как прибывшее, так и имеющее намерение прибыть на территорию Российской Федерации и соответствующее определенным критериям.
Важно отметить, что изначальное определение беженца отличалось от определения беженца Конвенции 1951 г. и протокола 1967 г. Отличия в определении беженца в Законе о беженцах в изначальной редакции (от 19.02.1993) можно обнаружить и в том, что беженцем признавалось физическое лицо, как фактически прибывшее на территорию Российской Федерации и, соответственно, находящееся на территории России, так и лицо, изъявшее желание прибыть в Россию, при этом не уточняется, каким образом это желание фиксируется уполномоченными органами. Вероятно, речь шла о намерении, а не о желании.