Дата публикации: 17.07.2025

Уголовно-правовая охрана порядка содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых либо отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы (ст. 321.1 УК РФ)

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные аспекты уголовно-правовой характеристики деяния, предусмотренного ст. 321.1 УК РФ. Данная норма была включена в уголовное законодательство в конце 2023 г. За прошедшее время по ней не было привлечено ни одного человека. Причина неприменения ст. 321.1 УК РФ может крыться в особенностях правовой регламентации закрепленного в ней деяния, тем более что случаи корреспондирующего ей административного правонарушения (ч. 2 ст. 19.12 КоАП РФ) и составляющего административную преюдицию по отношению к анализируемой уголовной норме встречаются достаточно часто.




Среди задач уголовного законодательства большое значение имеет предупреждение совершения преступлений, в том числе путем включения в Уголовный кодекс РФ норм с «двойной» превенцией. Одной из таких норм является ст. 321.1 УК РФ, предусматривающая ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы (далее — учреждение УИС) или месте содержания под стражей (далее — МСС), средств мобильной связи и иных средств коммуникации лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость. Федеральный закон, в соответствии с которым Уголовный кодекс РФ дополнялся данной статьей, вступил в силу 30 декабря 2023 г.

Двунаправленность данной нормы проявляется в том, что, с одной стороны, она вводит дополнительные гарантии для соблюдения режима содержания лиц в соответствующих учреждениях, обеспечивающих их изоляцию от общества. Одновременно положения ст. 321.1 УК РФ призваны оградить граждан от преступных посягательств, совершаемых лицами, изолированными от общества, например, таких, как мошенничество.

До включения в Уголовный кодекс РФ ст. 321.1 ответственность для лиц, передающих предметы, запрещенные к приобретению, хранению или использованию осужденным либо подозреваемым или обвиняемым, предусматривалась только административная (ч. 1 ст. 19.12 КоАП РФ).

В связи с тем что ст. 321.1 УК РФ включает административную преюдицию, одновременно с законопроектом, вводившим в Уголовный кодекс РФ данную статью, для обеспечения охраны однородных правоотношений административным и уголовным законодательством в КоАП РФ из общей нормы ч. 1 ст. 19.12 была выделена и закреплена в ч. 2 данной статьи специальная норма, корреспондирующая ст. 321.1 УК РФ. Таким образом была обеспечена «преемственность» административного и уголовного законодательства.

Следует отметить, что в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. была установлена уголовная ответственность за скрытую от досмотра передачу или попытку передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях, в которых отбывали наказание осужденные к лишению свободы либо проходили лечение определенные группы лиц (больные алкоголизмом или наркоманией), запрещенных предметов, если такая передача совершалась лицом, на которое ранее было наложено административное взыскание за те же действия, либо систематически, или в крупных размерах (ст. 188.4 УК РСФСР). Сопоставление ст. 188.4 УК РСФСР 1960 г. и ст. 321.1 УК РФ показывает, что при конструировании нормы в УК РФ законодатель использовал один из приемов, который был применен в УК РСФСР 1960 г., — предусмотрел административную преюдицию, не связав, однако, наступление уголовной ответственности с совершением деяния более трех раз (систематичность), что в общем-то «поглощается» административной преюдицией ст. 321.1 УК РФ. Не упоминается в ст. 321.1 УК РФ и о крупном размере передаваемых предметов, ввиду того что этот признак неприменим для средств мобильной связи или комплектующих. По данной статье для привлечения лица к уголовной ответственности достаточно единичного экземпляра предмета преступления.

Список литературы

1. Пенин О.В. Совершенствование уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы / О.В. Пенин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 2. С.
2. Румянцев Н.В. Средства связи как один из негативных элементов в системе неформальных отношений осужденных в местах лишения свободы / Н.В. Румянцев, А.В. Перминов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 5. С. 26–29.

Остальные статьи