О некоторых вопросах участия адвоката в процессе доказывания в стадии предварительного расследования
Аннотация
Вопрос участия адвоката в доказывании обретает особую остроту, если его постановка инициируется стороной защиты; правовое регулирование данной ситуации, особенно в ходе предварительного расследования, в целом далеко от идеала. В названной стадии по-прежнему успех усилий адвоката по приобщению к материалам дела неких сведений зависит от усмотрения следователя. В статье анализируются негативные последствия подобного подхода, высказываются соображения по его нивелированию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 07/2025 |
Страницы | 32-36 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-7-32-36 |
Проблема равенства прав участников уголовного производства, представляющих сторону обвинения и сторону защиты, также известная как проблема состязательности, по-прежнему остра и актуальна.
В доктринальном фокусе проблема эта находится достаточно давно, на законодательном же уровне обрела жизнь усилиями главным образом создателей Концепции судебной реформы 1991 г., основной содержательный и мировоззренческий посыл которой сводился в том числе к необходимости расширения частных начал в уголовном производстве, предоставления непубличному субъекту лучшего инструментария по отстаиванию своих интересов.
Одним из важных аспектов данной проблемы является вопрос о правовых возможностях сторон участвовать в доказывании, а особенно — пользоваться для достижения своих разнонаправленных целей услугами специалиста.
Так, Л.А. Позднякова пишет: «Следует признать, что в досудебном производстве УПК РФ, объявив о праве защитника собирать доказательства, в действительности это право не обеспечил. Субъектом собирания доказательств остаются органы уголовного преследования, а защитник в этом может лишь им содействовать». По мнению Л.А. Воскобитовой «досудебное производство имеет целью собрать всесторонние и полные доказательства обо всех юридически значимых обстоятельствах дела, включая не только обвиняющие, но и оправдывающие обстоятельства (ст. 73 УПК РФ). Под расследованием понимается только властная процессуальная деятельность должностных лиц, уполномоченных на нее законом... Адвокат в уголовном судопроизводстве не наделен никакими властными полномочиями. Он действует исключительно односторонне в интересах своего доверителя. Поэтому его полномочия по участию в доказывании имеют принципиально иную природу, обусловленную, с одной стороны, презумпцией невиновности (ст. 49 Конституции, ст. 14 УПК РФ), а с другой — конституционной обязанностью оказывать доверителю квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ)».
Действительно, на сегодняшний день ст. 123 Конституции РФ говорит о состязательности и равноправии сторон применительно к процедурам с участием суда. Несмотря на попытки состязательного переустройства, УПК РФ сохранил стадию предварительного расследования, т.е. властную деятельность субъектов, собирающих доказательства, используемые в дальнейшем судом при мотивировании своих выводов (ч. 2 ст. 240 УПК РФ). Например, показания подозреваемого, обвиняемого, данные в стадии предварительного расследования в присутствии защитника, могут быть использованы в качестве доказательства в суде даже при дальнейшем отказе от них (ч. 2 ст. 75, ст. 276 УПК РФ).