Краснодарский судебный процесс: к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Аннотация
Статья посвящена Краснодарскому процессу — проведенному в период Великой Отечественной войны первому открытому судебному процессу над немецко-фашистскими преступниками и их пособниками с применением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников», прошедшему в Краснодаре в июле 1943 г.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский следователь № 07/2025 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/1812-3783-2025-7-2-8 |
Настоящая статья продолжает цикл публикаций в журнале «Российский следователь», посвященных правовой оценке преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками на оккупированных территориях Советского Союза в отношении мирного населения и пленных красноармейцев.
С 1943 г. к лицам, совершившим такие преступления, применялся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников» (далее — Указ № 39).
За период действия Указа № 39 с весны 1943 г. по 1952 г. с его применением осудили не менее 81 780 человек, в том числе 25 209 иностранцев.
1. Создание Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (далее — ЧГК) и ее роль в выявлении совершенных преступлений и сборе доказательств, изобличающих конкретных лиц в их совершении
ЧГК была образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. для полного учета злодейских преступлений немцев и их пособников и причиненного ими ущерба; для объединения и согласования уже проводимой советскими государственными органами работы по учету этих преступлений и причиненного захватчиками ущерба; для установления во всех случаях, где это представится возможным, личностей немецко-фашистских преступников, виновных в организации или совершении злодеяний на оккупированной советской территории, с целью предания этих преступников суду и их сурового наказания. ЧГК предоставлялось право поручать надлежащим органам производить расследования, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания и иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников. С образованием ЧГК создавалась единая централизованная система сбора информации о преступлениях оккупантов.