Социально-юридическая природа и сущность постпенитенциарной пробации в контексте ресоциализации, социальной адаптации лиц, освобожденных из пенитенциарных учреждений (зарубежный опыт)
Аннотация
В статье представлен анализ законодательства отдельных зарубежных государств, регулирующего пенитенциарное и постпенитенциарное сопровождение лиц, отбывающих уголовные наказания. Систематизированы эмпирические данные по моделям пробации; определены особенности их правовой регламентации в пенитенциарных учреждениях стран континентального права. В качестве методологической основы исследования автором применялись следующие методы научного познания: общенаучный метод коммуникации позволил изучить научные публикации по вопросам пробации в странах романо-германского права; метод дедукции позволил сформулировать некоторые выводы о возможностях ресоциализации осужденных в процессе пробации; анализ становления и развития института пробации и прослеживание исторических закономерностей данного института осуществлялись с использованием исторического метода. Особое место занимает сравнительный анализ, который позволил изучить сходства и различия в способах реагирования выбранных групп государств на преступное поведение лица в зарубежной практике. Автор разделяет предложенное в научной периодике мнение, согласно которому осуществление мер по ресоциализации осужденных и интеграции их в общество законопослушных граждан следует считать одним из основных направлений деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, института условного осуждения и условно-досрочного освобождения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 03/2025 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-3-34-37 |
Проблемы преступного поведения в научном и практическом аспектах остаются актуальными и значимыми для понимания преступности и ее причин, а значит, и для борьбы с ней. В уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политике большинства стран мира институту пробации в системе предупреждения преступности отводится важное место. Она является социально-правовой формой, предусматривающей синтез контроля и наблюдения за поведением правонарушителя. В Российской Федерации институт пробации также получил законодательное закрепление. Так, общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования пробации, ее цели, задачи, принципы, правовое положение лиц, в отношении которых она применяется, субъекты пробации регламентирует Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Понимание правовой природы пробации, определение ее места в системе общественно-государственных отношений не только требует осмысления в рамках национальной правовой системы того или иного государства или международного сообщества в целом, но и актуализирует сравнительно-правовые исследования на предмет возникновения и развития данного феномена в контексте современных правовых явлений. Вот почему представляется актуальным и целесообразным сосредоточение внимания на рассмотрении теоретических содержательных конструкций, их смысловом наполнении, формах нормативного выражения института пробации в целом и постпенитенциарной пробации в частности.
Научная правовая мысль единого понятийного конструкта пробации пока не предложила. По мнению Джоаны Петерсилии, под пробацией следует понимать «наиболее распространенную форму уголовного осуждения, при которой преступнику предписано следовать определенным условиям, назначаемым судом под наблюдением и контролем службы пробации».
Понятие «пробация» тесным образом переплетается с понятием «ресоциализация». Термин «ресоциализация» состоит из двух частей: социализация — процесс усвоения личностью знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу и приставки ре, что в переводе означает повторное, возобновляемое действие.
Социолог Э. Гоффман определял ресоциализацию как процесс разрушения и восстановления роли индивида и социально сконструированного самоощущения. Часто это преднамеренный и интенсивный социальный процесс, и он вращается вокруг представления о том, что если чему-то можно научиться, то от этого можно и разучиться. По мнению ученого, ресоциализацию можно определить как процесс, который приучает индивида к новым ценностям, установкам и навыкам, определяемым как адекватные в соответствии с нормами конкретного учреждения. Человек должен измениться, чтобы адекватно функционировать в соответствии с этими нормами. Находясь в местах изоляции от общества, осужденный должен не только изменить свое поведение, чтобы вернуться в законопослушное общество, но и приспособиться к новым нормам, предъявляемым к жизни в тюрьме.