Дата публикации: 23.07.2025

Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте

Аннотация

В статье рассматривается клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте, что важно при работе с несовершеннолетними осужденными. Эффективная педагогическая и медико-психологическая коррекция и предупреждение различных девиаций поведения подростков могут быть осуществлены только при правильной квалификации учителями и родителями психических состояний воспитуемых. Поэтому изучение клинических вариантов нарушения поведения учащихся, уточнение предпосылок и условий формирования аномального поведения с целью разработки адекватных приемов его преодоления и профилактики представляется весьма актуальной задачей для исправления несовершеннолетних осужденных уголовно-исполнительной системы.




В литературе неоднократно указывалось на достаточно высокую частоту отклонений в нервно-психическом развитии у подростков с девиациями в поведении и правонарушителей. Почти у половины несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, наблюдали различные психические аномалии: олигофрению, психозы, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки органического поражения головного мозга. По данным А.Е. Личко, делинквентное поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом при психопатиях, акцентуациях характера.

Эффективная педагогическая и медико-психологическая коррекция и предупреждение различных девиаций поведения подростков могут быть осуществлены только при правильной квалификации учителями и родителями психических состояний воспитуемых. Поэтому изучение клинических вариантов нарушения поведения учащихся, уточнение предпосылок и условий формирования аномального поведения с целью разработки адекватных приемов его преодоления и профилактики представляется весьма актуальной задачей.

С целью изучения клинико-психологических аспектов генеза аномального поведения в подростковом возрасте проведено исследование 118 учащихся (79 мальчиков и 39 девочек), обучающихся в массовых школах, и 151 мальчика-подростка, находящегося в условиях воспитательной колонии для несовершеннолетних.

Учащиеся массовых школ обращались за врачебной помощью и обследовались на базе психоневрологического диспансера, медико-генетического кабинета неврологического отделения. Кроме общеклинического и психопатологического обследования проводились регистрации реоэнцефало- и электроэнцефалограмм. 26 школьников наблюдались по поводу редких, преимущественно больших эпилептических припадков. На ЭЭГ у них регистрировались специфические изменения в виде повышенной пароксизмальной активности.

В 28 случаях имело место снохождение и сноговорение невротического генеза, изменения на электроэнцефалограмме у них выражались чаще в виде дизритмии, умеренно выраженных диффузных изменений биопотенциалов. У 21 человека отмечали энурез, 18 подростков с невыраженными остаточными явлениями органического поражения головного мозга жаловались на частые головные боли и повышенную утомляемость. У 25 школьников, преимущественно девочек, обнаруживались признаки астенического синдрома с вегетативно­сосудистыми проявлениями пубертатного возраста, что подтвердилось в изменениях реоэнцефалограммы в виде изменения конфигураций реографических волн, увеличения индекса межполушарной асимметрии кровенаполнения.

Список литературы

1. Бельский П. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе / П. Бельский, В.Н. Мясищев // Трудные дети в массовой школе : работа поста охраны детства : сборник статей сотрудников Кабинета профилактики трудновоспитуемости ЛПИ / под редакцией профессора В
2. Блонский П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Работник просвещения, 1930. 131 с.
3. Вилкова А.В. Профилактика деструктивных проявлений в межличностном общении осужденных / А.В. Вилкова // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России : научно-практическое ежеквартальное издание. Вып. 3 / члены редакционной коллегии: Н.В. Румянцев, А.В. Вилкова, С.И.
4. Вилкова А.В. Психолого-педагогическая система организации исправления несовершеннолетних осужденных / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России : научно-практическое ежеквартальное издание. Вып. 3 / члены редакционной коллегии: Н.В.
5. Гиндикин В.Я. Очерки истории пограничной советской психиатрии в воспоминаниях психиатра / В.Я. Гиндикин. Москва : Высшая школа психологии, 2007. 175 с.
6. Зюбин Л.М. Психологические аспекты проблемы перевоспитания педагогически запущенных детей и несовершеннолетних правонарушителей / Л.М. Зюбин // Вопросы психологии. 1969. № 3. С. 132–140.
7. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков : патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) / А.Е. Личко. Санкт-Петербург : Речь, 2010. 251 с.
8. Морозов Г.В. Вопросы профилактики преступности среди несовершеннолетних в судебно-психиатрическом аспекте / Г.В. Морозов, Н.И. Фелинская // Судебно-медицинская экспертиза. 1976. № 2. С. 40–43.

Остальные статьи