Клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте
Аннотация
В статье рассматривается клинико-психологический аспект патогенеза и коррекции аномального поведения в подростковом возрасте, что важно при работе с несовершеннолетними осужденными. Эффективная педагогическая и медико-психологическая коррекция и предупреждение различных девиаций поведения подростков могут быть осуществлены только при правильной квалификации учителями и родителями психических состояний воспитуемых. Поэтому изучение клинических вариантов нарушения поведения учащихся, уточнение предпосылок и условий формирования аномального поведения с целью разработки адекватных приемов его преодоления и профилактики представляется весьма актуальной задачей для исправления несовершеннолетних осужденных уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 03/2025 |
Страницы | 31-33 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-3-31-33 |
В литературе неоднократно указывалось на достаточно высокую частоту отклонений в нервно-психическом развитии у подростков с девиациями в поведении и правонарушителей. Почти у половины несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, наблюдали различные психические аномалии: олигофрению, психозы, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки органического поражения головного мозга. По данным А.Е. Личко, делинквентное поведение, проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у 40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений без психоза, главным образом при психопатиях, акцентуациях характера.
Эффективная педагогическая и медико-психологическая коррекция и предупреждение различных девиаций поведения подростков могут быть осуществлены только при правильной квалификации учителями и родителями психических состояний воспитуемых. Поэтому изучение клинических вариантов нарушения поведения учащихся, уточнение предпосылок и условий формирования аномального поведения с целью разработки адекватных приемов его преодоления и профилактики представляется весьма актуальной задачей.
С целью изучения клинико-психологических аспектов генеза аномального поведения в подростковом возрасте проведено исследование 118 учащихся (79 мальчиков и 39 девочек), обучающихся в массовых школах, и 151 мальчика-подростка, находящегося в условиях воспитательной колонии для несовершеннолетних.
Учащиеся массовых школ обращались за врачебной помощью и обследовались на базе психоневрологического диспансера, медико-генетического кабинета неврологического отделения. Кроме общеклинического и психопатологического обследования проводились регистрации реоэнцефало- и электроэнцефалограмм. 26 школьников наблюдались по поводу редких, преимущественно больших эпилептических припадков. На ЭЭГ у них регистрировались специфические изменения в виде повышенной пароксизмальной активности.
В 28 случаях имело место снохождение и сноговорение невротического генеза, изменения на электроэнцефалограмме у них выражались чаще в виде дизритмии, умеренно выраженных диффузных изменений биопотенциалов. У 21 человека отмечали энурез, 18 подростков с невыраженными остаточными явлениями органического поражения головного мозга жаловались на частые головные боли и повышенную утомляемость. У 25 школьников, преимущественно девочек, обнаруживались признаки астенического синдрома с вегетативнососудистыми проявлениями пубертатного возраста, что подтвердилось в изменениях реоэнцефалограммы в виде изменения конфигураций реографических волн, увеличения индекса межполушарной асимметрии кровенаполнения.