Самосознание несовершеннолетних осужденных
Аннотация
В статье речь идет о самосознании несовершеннолетних правонарушителей, признании важности психологического фактора в этиологии правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, углубленного изучения их личности с целью разработки более адекватных средств воздействия и коррекции.
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 03/2025 |
Страницы | 27-30 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-3-27-30 |
В литературе последних лет все чаще отмечается, что причина правонарушений несовершеннолетних, наряду с прочими условиями, лежит в особенностях их психологического развития. В качестве доказательства приводятся ссылки на известный иррационализм, бескорыстность преступлений, совершаемых частью молодежи, утверждается, что подобные правонарушения есть своеобразная форма самоутверждения или протеста как результата нарушенных взаимоотношений со взрослыми, неудовлетворения своим положением «отверженных» в семье, школе, непризнания взрослыми особого мира подростков и юношей, непонимания и равнодушия со стороны окружающих и пр.
Есть еще одна группа фактов, которые указывают на психологическую природу правонарушений несовершеннолетних. Это свойственная большинству молодых людей так называемая групповая мотивация преступлений, т.е. объяснение своего участия в преступлении групповыми, а не личными мотивами. Многие авторы отмечают, что за групповыми мотивами преступлений стоят личная безответственность, инфантилизм, податливость групповому давлению и пр. За всеми этими явлениями, в частности личностно не мотивированным поведением, лежат определенные психологические механизмы, включающие, наряду с другими условиями, дефекты в развитии самосознания.
Конечно, эти положения не следует рассматривать как абсолютизацию субъективного фактора, особое выделение его из ряда объективных социальных причин, реально обусловливающих преступность молодежи. Психологические образования есть всегда вторичные явления, но, возникнув, они начинают определять характер взаимодействия личности с окружающими в соответствующих конкретных социальных ситуациях, влиять на выбор того или иного варианта поведения.
Признание важности психологического фактора в этиологии правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, требует активного и углубленного изучения их личности с целью разработки более адекватных средств воздействия и коррекции. Между тем имеющий место крен в изучении преимущественно внешних в ущерб внутренним психологическим факторам преступления привел к такому положению дел, что мы, по существу, об этой личности знаем крайне недостаточно или, точнее сказать, подменили исследование психологического содержания личности изучением воздействующих на нее неблагоприятных микросредовых условий. Наименее изученным в связи с этим оказался важнейший аспект личности правонарушителей-подростков — самосознание, хотя отдельные его элементы, в частности самооценка, привлекали внимание некоторых исследований.