Дата публикации: 23.07.2025

Уровни идентификации некоторых норм уголовного права личностью осужденных с противоправным поведением

Аннотация

В статье речь идет об уровнях идентификации некоторых норм уголовного права личностью юношей с противоправным поведением. В системе криминогенных факторов отклоняющегося поведения нормативно-ценностная структура личности испытуемых, возникшая в процессе социализации человека, занимает важное место.




В работах ряда отечественных и зарубежных исследователей показано, что нормативная и ценностная регуляция обществом, государством является важной составной частью управления социальным поведением людей. Вместе с тем обращает на себя внимание недостаточность разработки теории психологических механизмов нормативно-ценностной регуляции поведения человека как социального существа. Отрадным явлением последнего времени стала публикация некоторых работ по данному вопросу, что привело к известному заполнению теоретического «вакуума».

Что касается психологических механизмов нормативно- ценностной регуляции противоправного поведения несовершеннолетних, то за последние годы этой проблеме хотя и было уделено некоторое внимание, но следует признать, что она еще далека до полной разработки.

В ходе изучения субъективной сферы несовершеннолетних правонарушителей мы установили, что в системе криминогенных факторов отклоняющегося поведения нормативно-ценностная структура личности испытуемых, возникшая в процессе социализации человека, занимает если не определяющее, то важное место. В основе этой структуры лежат информационно-семантические (содержательно-смысловые) образования.

Разрабатывая глубже указанный аспект, мы предположили, что в отличие от учащихся 9–11-х классов в нормативно-ценностной структуре личности правонарушителей (юношей 15–17-летнего возраста, осужденных к лишению свободы), уголовно-правовые нормы и ценности имеют относительно меньшие уровни идентификации их личностью. Данные уровни в конечном итоге в своей совокупности с уровнями других социальных норм и ценностей, усвоенных личностью, образуют своеобразные контуры и структуры, выполняющие роль внутреннего криминогенного фактора противоправного поведения. Несомненно, предполагается, что указанный фактор не является единственно возможным. Он является одной из системы переменных, характеризующих личность и выполняющих криминогенные функции.

Для проверки гипотезы отобраны две группы испытуемых. Экспериментальная группа (Эг) состояла из 173 юношей 15–17 лет, впервые осужденных за уголовные преступления. Контрольная группа (Кг) сформирована из 52 юношей того же возраста — учащихся 9–11-х классов школ.

Список литературы

1. Вилкова А.В. Воспитательная работа с несовершеннолетними в следственном изоляторе как средство обеспечения безопасности в учреждениях УИС / А.В. Вилкова // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Всероссийской науч
2. Вилкова А.В. Гендерная концепция и методология формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола : диссертация доктора педагогических наук / А.В. Вилкова. Великий Новгород, 2016. 444 с.
3. Строгович Ю.Н. Духовно-нравственные ценности: проблемы возвращения к истокам / А.В. Вилкова, Ю.Н. Строгович, Я.Н. Полякова // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2024. № 4 (22). С. 324–335.

Остальные статьи