О некоторых актуальных вопросах, связанных с правовым регулированием экспертной деятельности в России
Аннотация
Правовое регулирование экспертной деятельности в России требует четкой регламентации. Экспертная деятельность не всегда ограничивается судопроизводством. Существуют различные формы использования специальных знаний в проводимых исследованиях. Настоящая статья представляет собой попытку шире взглянуть на экспертную деятельность, выходя за рамки судебно-процессуальных форм. Особое внимание в статье уделяется вопросам участия высших учебных образовательных заведений в экспертной деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 07/2025 |
Страницы | 30-34 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2025-7-30-34 |
Понятия экспертной деятельности и экспертизы весьма активно используются в различных отраслях общественной жизни, однако законодательного определения экспертной деятельности нет. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 73-ФЗ), не раскрывая понятие экспертной деятельности, ограничивается в ст. 1 формулировкой весьма формальной, согласно которой под государственной судебно-экспертной деятельностью понимаются организация и производство судебной экспертизы.
Но даже обращение к понятию экспертной деятельности и ее задачам исключительно в рамках судопроизводства вызывает ряд вопросов. Видится правильной позиция, исходя из которой не может быть единственной задачей экспертной деятельности оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, как это указано в ст. 2 Федерального закона № 73-ФЗ. Во-первых, по смыслу представленной формулировки это скорее цель, чем задача. Во-вторых, судебная экспертная деятельность может оказывать содействие и иным участникам судопроизводства. В-третьих, ограничение специальных знаний областями науки, техники, искусства и ремесла существенно сужают экспертные возможности в иных сферах общественной жизни, где также присутствуют специальные знания (к примеру, коллекционирование, спорт, религия).
Действующий Федеральный закон № 73-ФЗ не распространяет свое действие на деятельность негосударственных экспертных учреждений. В отсутствие законодательного регулирования негосударственные субъекты экспертной деятельности пытались разработать общие правила работы и аккредитации экспертов путем членства в организованных саморегулируемых организациях (СРО). Однако практика работы некоторых таких СРО сводилась к коммерциализации и навязыванию членам необходимости уплаты взносов или оплаты образовательных услуг. В настоящее время законодательное регулирование государственной и негосударственной экспертной деятельности находится в активном обсуждении как в научном сообществе, так и среди практических работников, в том числе активное обсуждение ведется в федеральных органах исполнительной власти. Отметим усиление координирующей и контролирующей функции экспертной деятельности Минюстом России. Если обратиться к судебно-экспертным учреждением самого Минюста России, то главный экспертный орган — Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации — был учрежден на базе преобразованного Всероссийского научно-исследовательского института судебных экспертиз при Министерстве юстиции Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1133 «О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации» (с посл. изменениями). В настоящее время Министерство юстиции Российской Федерации, Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации не занимаются аккредитацией сторонних экспертов и не выступают учредителями каких-либо государственных или негосударственных судебно-экспертных организаций, некоммерческих партнерств и пр.
В наши дни активно в научной и законодательной среде обсуждается реформирование судебно-экспертной деятельности. Так, 16 ноября 2023 г. в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству при обсуждении проекта поправок к проекту Федерального закона № 73-ФЗ было анонсировано принятие нового закона, регламентирующего судебно-экспертную деятельность. Там же было предложено, что Минюсту России будут доверены вопросы регистрации учреждений в качестве экспертных, ведение реестров экспертов как государственных, так и негосударственных. Несмотря на то что обсуждение реформирования законодательства в сфере судебно-экспертной деятельности касается больше уже существующих судебно-экспертных организаций, в этой связи следует обратить внимание и на экспертную деятельность, осуществляемую в учреждениях высшего образования. Надо отметить, что ряд федеральных университетов уже имеют подразделения в виде центров, которые проводят судебно-экспертные исследования. Так, в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина организован Научно-образовательный центр судебной экспертизы. В юридическом институте Белгородского государственного национального университета создан Экспертный центр, который проводит 18 видов экспертиз и исследований.