Процессуальная фигура помощника судьи в гражданском судопроизводстве
Аннотация
В статье исследуется проблема наделения помощника судьи самостоятельными полномочиями, решение которой зависит от того, будет ли признано в доктрине такое право. Автором обосновывается мнение, что за помощником судьи целесообразно закрепить право на предварительное рассмотрение поступающих в суд исковых заявлений. В этом случае необходимость оставления искового заявления без движения и связанные с этим процессуальные издержки отпадают. Также к полномочиям помощника судьи автор предлагает отнести организацию видео-конференц-связи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 07/2025 |
Страницы | 8-13 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2025-7-8-13 |
Фигура помощника судьи появилась в российском процессуальном законодательстве относительно недавно. Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2000 г. № 428 «Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации» была учреждена соответствующая должность в арбитражных судах. В федеральных судах общей юрисдикции должность помощника судьи была введена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 71 от 14 июня 2002 г.
Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одновременно во все процессуальные кодексы, в том числе в ГПК РФ, введены тождественные по содержанию статьи, определившие правовое положение помощника судьи в процессе, как лица, содействующего осуществлению правосудия, не уполномоченного принимать юридически значимые обязывающие решения.
Согласно ст. 47.1 ГПК РФ, по поручению председательствующего помощник ведет протокол судебного заседания, обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, совершает иные процессуальные действия в случаях и порядке, которые предусмотрены ГПК РФ. Помощник судьи не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия.
Указанным изменениям в процессуальное законодательство предшествовали многочисленные исследования отечественных процессуалистов и специалистов в области судоустройства.
В основу правового статуса помощника судьи легло основополагающее конституционное положение, согласно которому правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции Российской Федерации). Эта конституционная норма является субстанцией российского классического учения о субъектах гражданского процесса. Яркий представитель классической школы М.С. Шакарян, в частности, писала: «Судья, действующий по закону как суд (ч. 2 ст. 15 ГПК) вступает непосредственно в процессуальные правоотношения с участниками процесса. В таком случае он полностью олицетворяет суд… Все остальные должностные лица суда являются субъектами служебно-вспомогательных процессуальных правоотношений и связаны с участниками процесса только через суд».